Право психологии на самостоятельность

.

Право психологии на самостоятельность Вундт обосно­вывал прежде всего принципиальными различиями меж­ду душой и телом как по сущности, так и по способу по­знания. Он определяет психологию как «науку о непосред­ственном опыте», иначе говоря, о феноменах сознания, его элементах, из комбинации которых возводится вся архитектоника душевной жизни.
Выделя­лось два класса этих элементов: ощущения и представле­ния (в дальнейшем к ним были присоединены чувства).

Специфика предмета психологии определялась в его про­тивопоставлении другим паукам: все они имеют дело с опытом не в его первозданной переживаемости субъек­том, а как с материалом для построения знапия о внеш­нем мире. Они изучают «опосредованный опыт», но пе реальность, каковой она существует сама по себе. Фепо мепологизм, психологический атомизм таковы установки By и его школы, неотвра­тимо приведшие ее к краху. В категориальном плане Вундт под впечатлением успехов физиологии органов чувств ориентировался на категорию образа. Даже чув­ство долгое время рассматривалось нм как атрибут ощу­щений и представлений. Однако образ, отъединенный от материального объекта, отражением которого он является, неизбежно превращается в фикцию.

В поисках собственных владений психологии Вундт пошел ложным путем. Своеобразие психических явлений он видел в том, что они в своей непосредственной очевид­ности доступны только тому, кто способен наблюдать за 1 происходящим в собственном сознании. Поэтому главное орудие экспериментального психолога, согласно Вундту,— интроспекция.

До сих пор по умолкают споры о роли интроспекции п изучении психических актов. На протяжении десятиле­тий она одними исследователями поднимается как знамя, под которым только и можно строить истинное знание о самой сердцевине жизни человека, другими — низверга­ется как ложный метод, изначально лишающий психоло­гию возможности стать точной, объективной наукой. Мы уже отмечали, что умеиие человека следить за ходом своих мыслей и переживаний, расчленять их и делать предметом анализа вовсе не является вымыслом. Без такой «следя­щей системы» невозможна сознательная регуляция пове­дения.

Но реальна!! и важная способность субъекта к самона­блюдению стала источником философских спекуляций. В результате по одну сторону пропасти оказался индивид с продуктами собственного сознания и способностью их паблгодат, по другую — остальной мир.

Более подробную информауию по статье - Право психологии на самостоятельность Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website