Физиологическое мышление

.

Там, где жесткая рефлекторная дуга оказы­валась бессильной перед фактами изменчивого целесооб­разного поведения, функция корректировки относилась за счет сознания.
Там, где сенсорная реакция рецептора са­ма по себе была недостаточна, чтобы объяснить, напри­мер, как возбуждение сетчатки превращается в зритель­ное восприятие, в ролл конструктора образа выступала душа.

Еще в большей степени механистический харак­тер физиологического мышления той эпохи препятство­вал разработке проблемы приобретения организмом новых способов реагирования — тех, что незапрограммированы изначально в телесном устройстве.
И не удивительно. Ведь обучаемость, адаптивная изменяемость, выработка новых программ пе были свойственны энергетическим ма­шинам, служившим образцом для физикохимической физиологии. А другой научной физиологии и другого при­чинного объяснения жизни в додарвдновскай период не сложилось.
Машины сами собой не развиваются, не на­капливают и не воспроизводят опыт. Предполагалось, что слабости машины живого тела компенсируются ее пси­хическими способностями.

Единственным психологическим учением, пытавшимся объяснить, не отступая от принципа причинности, как приобретается опыт и как он может восстанавливаться в сознании без непосредственного воздействия извне, и была в то время ассоциативная психология.

Она имела известную опору в житейском опыте, давно уже подметившем, например, что предмет, принадлежа­щий какомулибо человеку, может напомнить о нем самом, что «повторение — мать учения» и т. п.

Общая же схема строения сознания, разработанная ас социанизмом, оставалась умозрительной. Предпринима­лись попытки «привязать» ее к нервной системе, соотнести «идеи» с отдельными нервными клетками, в соедине­нии которых искали телесное основание связй идеи. Одна­ко перевод ассоциативных представлений на физиологи­ческий язык лишь усугубил подозрение в их умозритель­ности. Не был достоверных физиологических фактов, на которые можно было бы опереться с целью подтвердить исходную гипотезу.

Тем не менее именно ассоциативный прияцип послужил вначале компасом для эксперименталь­ной разработки проблемы научения, ибо физиология тогда еще не была подготовлена к исследованию механиз­мов накопления нового опыта (а тем самым и индиви­дуального приспособления) Психология же решилась взяться за эту задачу и добыть первую проверенную опы­том информацию о законах, лежащих в основе ваучения.

Одним пз инициаторов разработки этой проблемы был немецкий психолог Г. Эббннгауз (1850—1909). Случайно в маленькой книжной лавке в Париже он натолкнулся па книгу Фехнера «Элементы психофизики». Доказа­тельство того, что можно приложить количественный

Более подробную информауию по статье - Физиологическое мышление Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website