К «вечным» психологическим проблемам

.

Каждый такой переход постепенно подготавливается на различных участках естественнонаучного фронта, где в практике работы нарастает неудовлетворенность господ­ствующими объяснительными схемами, которые все мепее согласуются с реальным порядком вещей, перестают быть падежным аппаратом исследователя в решении конкрет­нонаучных проблем.

В иерархии проблем выделяются наиболее общие, которые мы вправе отнести — наряду с категориями и принципами к инвариантному ядру пауки.

К «вечным» психологическим проблемам относятся прежде всего такие, которые связаны. со своеобразной природой психических процессов. Поскольку нот пси­хики вне отражения, пне объективного внешнего источ­ника, психики без познавательного отношения, необхо­димость объяснить это отношение порождает психогности­ческую проблему (от греч. «гнозис» — познание). Пси­хическое неотделимо от нервных и гуморальных процес­сов. Вопрос о характере его связи с этими процессами ведет к психофизиологической проблеме, веками находя­щейся в центре дискуссий о соотношении души и тела, сознания и мозга. Каким образом внутрипсихические про­цессы (ощущения, мысли, чувства, Болевые импульсы) стимулируют и регулируют работу «машины» тела и ка коо влияние в свою очередь оказывает сама эта работа на их динамику? — еще одна проблема, проблема психо пракспческая (от греч. «праксис»—действие).

Зависимость психики от биологических, а на уровне человека — и от социальных закономерностей сталкивает научную мысль еще с двумя глобальными проблемами — психобиологической (рель психики в биологической эво­люции, генетическая детерминация психических свойств и др.) ч психосоциальной (в свою очередь распадающей­ся иа вопросы; связанные а поведением индивида в «ма­лых группах, по отношению к ближайшей социальной среде и обществу в целом:, а, также на вопросы, касаю­щиеся взаимодействия? личности с исторически развиваю­щимся миром культуры);.

Историзм, конкретность и системность анализа яв­ляются предпосылками адекватного воспроизведения эво­люции научных идей, ключом дар понимания? корней тех представлений, которыми оперирует современный психо­лог. Глобальная, внсконтекстная оценка» различных гипо­тез, концепций; методологически установок препятствует пониманию их действительного смысла w функции в на­учном прогрессе

Рассмотрим, например, психофизическую проблему. Одно из ее решений известно, под именем «психофизиче­ского параллелизма» Идею психофизического паралле­лизма ассимилировали и развивали самые различные уче­ния— как материалистические, так ет идеалистические. В» XVII[9] в. она получила сугубо: идеалистическую трактов­ку у Мальбранша и Лейбница. В XVIII в. на ней бази­ровалась материалистическая ассоциативная психология Гартлп и его последователей. В середине XIX в. парал­лелизм стал господствующей доктриной[10], хотя и тракто­вался поразному у фехнера и Вундта, Бйна, и Спенсера, Эббивгауза и Маха. В XX в. он преобразуется в гешталь тистскую модель иеоморфизма, в тезис персонализма о раз­личных аспектах единой сущности (Штерн, Гольдштейн), в объект. интерпретации с точки зрения общей теории си­стем (Берталанфи) и т: д.

Более подробную информауию по статье - К «вечным» психологическим проблемам Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website