Операционализм

.

Позитивистская философия не могла бы удержаться, если бы пе изменяла свои формы, приспосабливаясь к сдвигам в естественных науках. Новая форма позитивизма сложилась в конце 20х — начале 30х годов. Она была представлена операционализмом П. Бриджмена и логичес­ким позитивизмом.

Операционализм, будучи философском опорой новой разновидности бихевиоризма, сам сложился под влиянием бихевиористских идеи. Перед нами своеобразная картина взаимодействия между концепцией человеческого поведе­ния и концепцией научной деятельности.

Благодаря Уот­сону и другим бихевиористам приобрело популярность представление о том, что первичным психическим элемен­том следует считать не ощущение (как полагали Вупдт, Мах, Тиченер и др.), а двигательвую реакцию. Но ведь и научное исследование есть своего рода «поведение». Этот вывод и извлек из носившихся в воздухе бихевиористских идей гарвардский математик и физик П. Бриджмен.

Элементы научного знания — понятия — не содержат в себе ни­чего, кроме системы операций (действий ученого), пос­редством которых они устанавливаются. Эта точка зрения была изложена в книге «Логика современной физики» (1927). Речь шла о понятиях физического мира. Посколь­ку же психологи всегда воспринимали физику как идеал и образец точного знания, они, в надежде придать естест­веннонаучную весомость своим понятиям, стали присмат­риваться к учению о том, что основа научного знания, его логический костяк не имеет за собой никакой другой ре­альной ценности, кроме измерительных процедур о дру­гих операций исследователя.

Операционализм стал фило­софским компасом для реформаторов поведенческой психо­логии, среди которых наиболее значительными фигурами бьгли Эдвард Толмен (1886—1959) и Кларк Халлх(1884— 1952). Они возглавили направление, получившее имя иеобихевиоризма.

«Строгий» бихевиоризм гордился тем, что объекты, па которые указывают его понятия, это не какието недоступ­ные внешнему наблюдению загадочные явления, а то, что каждый может непосредственно увидеть, проверить, из­мерить. Как стимул, так и реакция существуют, подобно всем другими вещам, независимо от «прихотей» субъектив­ного восприятия. От этих «прихотей» не зависит также и связь межлу стимулом и двигательным ответом..

Все эти соображения производили впечатление и на тех психологов, которые видели дефекты бихевиоризма, но в то же время считали невозможным изгнать из психологии образ, мотив и другие фундаментальные понятия п пробле­мы. Они задумывались над возможностью распространить методологию бихевиоризма на игнорируемые им стороны психической деятельности.

Более подробную информауию по статье - Операционализм Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website