Организм как область пси­хологии

.

Если признать, что образы идентичны вещам и потому не могут считаться материалом одной только психологии, то что же ей в таком случае изучать? В «полной опыте», по Авенариусу, следует разграничить два ряда событий: независимый и зависимый.
«Элемен­ты» (ощущения), взятые сами по себе, безотносительно к субъекту (организму), образуют независимый ряд. Им психология не занимается. Он — объект естествознания. Соотнесенные же с субъектом (организмом) ощущения со­ставляют ряд зависимый, который и образует область пси­хологии.

Но, устранив образ из системы организма, Авенариус, по существу, оставил за ней одни только телесные реак­ции. Концепция квазиобразов сочеталась с концепцией квазидействий. Почему «квази»? Да потому, что образы, отъединенные от своего предметного содержания и от дея­тельности, которую они обслуживают, утрачивали реаль­ную «фактуру», точно так же ее утрачивали и действия, отъединенные от образа, а тем самым от единственного «инструмента», который способен их ориентировать и ре­гулировать.

Идею о том, что чувственнообразные элементы суще­ствуют независимо от субъекта и лишь соотносятся с пим, вскоре восприняли американские философы, назвавшие себя неореалистами. Они (совместно со сторонниками прагматизма) создали атмосферу, в которой сложилось психологическое направление, предложившее разделаться с образами как с чемто субъективным и мистическим, провозгласившее, что предметом психологии является не сознание, а поведение (бихевиоризм). С его появлением кризис нсихологни на Западе приобрел еще большую остроту.

На развитии психологии, как отмечалось, тяжело ска­зывался разлад между движением научной мысли по пути познания психической реальности, с одной стороны, и тео­ретическими концепциями, пытавшимися его осмыслить и прогнозировать, с другой. Но неверно было бы предста­вить этот разлад только как несоответствие между шат: кймн теоретическими конструкциями и падежными фак­тами, между эклектическими теориями и фактическим составом пауки. В действительности обострялось несоот нотстппе между теориями и категориальным строем науч­ного мышления, от которого этот состав неотделим.

Работа, кипевшая в лабораториях, клиниках и детских ком цатах, не просто привела к образованию больших за­носов информации о конкретных феноменах. Она созида­ла п шлифовала тот определенный (категориальный) ап­парат, благодаря которому стало возможно знание о самих фактах, не говоря уже о познании механизмов, структур и закономерностей психической деятельности.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что, поскольку психологиче­ские школы па Западе в эпоху империализма складыва­лись в условиях обострения философской реакции, на их теоретических концепциях лежит неизгладимая печать идеализма. Влияние этой философии пагубно сказывалось па развитии психологической мысли, еще более запуты­вало противоречия.

Более подробную информауию по статье - Организм как область пси­хологии Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website