Сила ассоциативной теории

.

Анализ к психическим явлениям, было откровением для юноши, еще ее выбравшего свой путь в науке, но он решил­ся идти дальше — от ощущений к более сложным про­цессам — запоминанию и воспроизведению.
Тем самым в зоне экспериментальной психологии появилась проблема научения. Правда, сам Эббннгауз считал, что он исследует старую классическую тему — память. Его книга, ставшая рядом с книгой Фехвера, называлась «О памяти» (1885).
Но действительное значение его исследований не ограни­чивалось областью памяти как совокупности возникающих в сознании процессов запоминания, узнавания и воспро­изведения (они и по сей день относятся к познаватель­ным процессам).

По существу, Эббингауз установил некоторые наиболее общие закономерные особенности приобретения организмом новых сенсомоторпых реакций. Экспериментальная модель, изобретенная им, была доволь­но оригинальной. С целью заучивания «чистых» ассоциаций он придумал бессмысленнее слоги. Это были единицы, состоящие из двух согласных и гласной между ними.

С какой целью Эббннгауз избрал для опытов подобные квазиречевые «кванты»? Он исходил из того, что осмыслен­ные слова (из которых построена обычная человеческая речь) вызывают у каждого множество различных ассоциа­ций. Поэтому они не могут быть использованы в качестве однородных элементов, остающихся во всех случаях тож­дественными себе единицами — равными по величине.

Итак, Эббннгауз искал нсихическио атомы. Но очевидно, что но своему составу они существенно отличались от психических атомов предшествующих психологов. Не ощу­щения в виде первичных фактов сознания, открытых Для одной только интроспекции, а проговариваемые (объек­тивно фиксируемые) слова выдвигались на роль исходно­го психического элемента. С помощью этого нового мате­риала Эббингауз пытался найти ответ на вопрос о зави­симости успешности заучивания, например, от длины сниска слогов, количества повторений, времени, прошед­шего после заучивания, и т. д. Все величины точно изме­рялись, благодаря чему были получены таблицы и кривые, ставшие классическими. Единицы, которыми оперировал Эббингауз, лишь внешне походили па действительные эле­менты человеческой речи. Но, чтобы прорваться в область высших психических проявлений, нужно было сперва вы­членить общий для всех них момент научения, усвоения.

Лишь после этого можно было выработать научную схе­му, охватывающую их специфику.

Сила ассоциативной теории состояла в том, что она уловила самые общие закономерности приобретения орга­низмом опыта, осмыслив их первоначально в «механиче­ских» категориях. Частота повторений и их временной порядок — таковы были координаты, в которых размеща­лось многообразие опыта. И эти координаты не являются фикцией — они действительно универсальны для всех про­цессов поведения.

Более подробную информауию по статье - Сила ассоциативной теории Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website