Она укреплялась в борьбе с мифологией…

.

Она укреплялась в борьбе с мифологией...Наука означает познанпо причин н законов. Но так жо как от эмпирического знания о вещах («наивной

Она укреплялась в борьбе с мифологией...Наука означает познанпо причин н законов. Но так жо как от эмпирического знания о вещах («наивной физики») к физике научной протянулся долгий путь, еще более дол­гим и извилистым было движение к научной психологии. Она укреплялась в борьбе с мифологией и анимизмом — представлением о том, что движущей силой и конечной причиной явлений служит скрытая в них сила (душа).

Сперва душа была устранена нз физического мира, затем — из живой природы. В психологии же она оставалась дольше всего. Никто уже не объяснял свойств магнита или биение сердца вмешательством души, а поступки челове­ка, его память или внимание, принятие решения пли ход мыслей все еще относились за счет загадочной сущности, живущего в мозгу бесплотного «маленького человечка» (души, сознания), деятельность которого все объясняет, сама но нуждаясь в объяснении

В конце прошлого века мифологические представления были подорваны развитием научной психологии. О круп пых сдвигах, происшедших в трактовке душевных явлений иод влиянием естествознания, писал В. И. Ленин, проти­вопоставляя «п сихо л о гамет аф п зп к а », для которого исход­ным служат теории о душе, научному психологу.

Развитие научной психологии — это история борьбы я a детерминизм. Разработка категорий нераздельно связана с утверждением в психологии объяснительвых принципов иаучного познания, таких, как причинность, системность и др. Завоевания каждой эпохи — предпосылка нового прорыва в вепозналиое. За этим стояла огромная работа — тысячи опытов, наблюдений, измерений в физиологических лабораториях, детских комнатах и нервных клиниках. Ито­гом же работы явилось формирование категориальном «сетки» психологического знания как знапия объективного, причинного, систематизированного, доступного эмпи­рическому контролю.

Именно это — возникиовение и развитие категорий, запечатлевших особенности психической регуляции пове­дения,— обусловило превращение психологии в самостоятельную науку. Ее рост стимулировали социальные за­просы, связанные, в частности, с отбором и подготовкой кадров для промышленности, с рационализацией и орга­низацией труда с целью эффективного использования «че­ловеческого фактора» в др.

Сложное взаимодействие социальноэкономических, фи­лософскоидеологических и логиконаучных факторов н определило ход развития психологического знания.

Мы ужо предупредили, что объектом анализа в этой книге служат не психологические процессы и свойства как таковые, а деятельность но их исследованию.

Более подробную информауию по статье - Она укреплялась в борьбе с мифологией… Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website