Культура психических явлений

.

Поскольку не существует «чистой культуры» психических явлений, по их изучение всегда преломляется сквозь определенную категориальную «сетку», то очевид­но, что накопление информации о конкретных психиче­ских проявлениях, к которому призывал позитивизм, мог­ло принести успех лишь при радикальной реконструкции этой «сетки».
Достижения новой психологии были обус­ловлены не тем, что она погрузилась в «чистую» эмпирию, а тем, что на место прежних теоретических конструкций были воздвигнуты новые, более совершенные, сопряжен­ные с опытными и количественными методами.

Конечно, эта перестройка происходила в гуще лабо­раторной исследовательской работы, а не в сфере умо­зрения. Но ее смысл, вопреки позитивизму, отнюдь не сво­дился к изучению фактов сознания, взятых в их мнимой исзатронутости теоретическими воззрениями. «Самооче­видность» этих фактов подобна «самоочевидности» такого, иапример, феномена, как неподвижность Земли, фикси­руемая нашим непосредственным опытом.

Образования в самом строе мышления, а не позитивнст ские декларации обусловили переход от донаучного зна­ния к научному, от «геоцентрического» взгляда, представ­лявшего весь круг психических явлений вращающимся вокруг сознания субъекта, к «гелиоцентрическому», со­гласно которому субъективное, сознаваемое определяется системой отношений; между человеком и миром. Этот пе­реход совершался в острых идейнонаучных коллизиях. Он потребовал упорного труда множества исследователей, определивших в конечном счете особенности нашего со­временного знания о психической деятельности.

Предпринимая первые попытки добыть эксперимен­тальные данные о человеческой душе, естествоиспытатели (физиологи) сталкивались здесь с ощущением, чувство­ваниями — «материей», в реальности которой сомневаться было невозможно и которая вместе с тем требовала для своего описания собственного психологического языка. Не­понятной оставалась возможность перевода с этого языка на привычный язык естествознания. Действительно, как соотнести субъективные, неиространственные, бестелесные порождения внутреннего мира с внешними явлениями, которые можно объективно наблюдать, варьировать пу­тем применения экспериментальных приборов, измерять ы т. д.?

Более подробную информауию по статье - Культура психических явлений Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website