Диалектический материализм

.

Ленинские указания чрезвычайно важны в том плане, что раскрывают роль материалистического монизма как мотодологического принципа естественных наук (в том числе психофизиологии) на протяжении всей их истории. Но при различных социальноисторических условиях этот принцип приобретал различный смысл, различную направ­ленность.

Диалектический материализм обогатил трактовку это­го принципа исходя из опыта развития наук о природе, обществе и человеческом создании. Материальное един­ство мира было понято иначе, чем в предшествующий период, когда за образец и идеал научного объяснения принимались законы механического движения макротел. Принцип отражения также наполнился новым содержа­нием. До возникновения марксистской философии механи­стический взгляд являлся, как уже отмечалось, исходным дли естественнонаучного истолкования не только приро­ды, по и ее познания, ее отражения в мозгу.

Ограниченность домарксистского взгляда на отражение пг. лользовал в своих интересах идеализм. Механистиче­ский: материализм, как в понимании внешней природы, тик н в понимании отражения человеком внешнего мира, исходил из принципов механики. Идеалисты воспользова­лись этим для утверждения, что идея отражения якобы по самой своей сути механистична и сводит восприятие к пассивному акту, в то время как соанаяие является ак­тивным процессом.

В противовес этой и поныне весьма рпппространенной и популярной в кругах противников марксистской философии версии В. И. Ленин развил идею отражения в стройную теорию и показал, что отражатель­ный характер человеческого познания отнюдь не означа­ет отрицания его специфичности и активности. Напротив, именно в теории отражения познавательная деятельность чо. чолека впервые адекватно истолковывается как актив­ный процесс, неразрывно связанный с обществеинопре пПрпзовательной практикой.

Отметив, что в философии махизма «практика — одно, п гоорня познания — совсем другое» что они ставятся и ной в лучшем случае рядом, В. И. Ленин подчеркнул, что только включение критерия практики в основу тео­рии познания раскрывает подлинную природу человече.

Ского познания и соответствует материализму. Именно это обстоятельство со всей очевидностью раскрывает исто­рический характер дознания, исконную активность этого процесса, его динамику. Поэтому более чем странным вы­глядят. попытки некоторых современных авторов, счита­ющих себя материалистами и даже марксистами, припи! сывать ленинской теории отражения игнорирование или недостаточный учет активности процессов познания.

Более подробную информауию по статье - Диалектический материализм Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website