Гипотеза внушения

.

В гипотезе внушения содержится, хотя и в необычной форме, элемент социальнопспхологических связей. Эф­фект излечения, достигаемый благодаря внушению, также объясним лишь психологическим воздействием одного че­ловека на другого, а не особым «магнетизмом», флюидами или другими пепотологическими агентами, как это каза­лось па заре изучения гипнотизма.

Воздействие одного человека на другого (предполагающее готовность лично­сти, испытывающей воздействие, принять его, т. е. соот­ветствующую мотивацию) — это особый аспект психиче­ской реальности, не совпадающий с другими ее гранями. Перед нами выступает категория общения как ещз одиа важнейшая составляющая иаучнопсихологического зна­ния. Общение, будучи взаимодействием субъектов, совер­шается объективно, независимо от того, как оно ими субъ­ективно осознается.

Поэтому и для понимания психологической природы общения сосредоточение на фактах сознания, какими они рисуются внутреннему взору индивида, оказывалось бес­полезным. Но у психоневрологов были свои задачи. Они не могли бы достигнуть успеха в клинике, если бы остава­лись на почве интроспекционистских представлений о структуре психической деятельности своих пациентов. В клинике же созрела мысль об интегральном характере человеческой личности, что, в свою очередь, является вы­ражением индивидуальноличностных различий между людьми.

Пять направлений, которые мы рассмотрели, создали, естественнонаучную основу, на которой воздвигнута со­временная психология. Нетрудно заметить, что ни одно из них не ограничивало себя «непосредственно данными фактами сознания», но все они выводили эти факты из объективной, независимой от сознания связи реальных явлений — физических и биологических. Стало быть, принцип уникальности психики, ее несопоставимости в и с чем телесным вовсе не служил тем критерием, по кото­рому область психологии отграничивалась от сферы других наун.

Но если психическая реальность не сводится к фено­менам сознания, выступающим в своей неповторимости я непосредственности перед обратившим на них свой внут­ренний взор субъектом, то чем же она является?

Какие грани этой реальности открылись благодаря внедрению объективного подхода, причинного анализа, экспериментальных и количественных методов? Преобра­зовательная работа рассмотренных выше направлений привела к вычленению по меньшей мере пяти категории, каждая из которых характеризует одну иа сторон предме­та психологии.

Коснемся их здесь кратко с тем, чтобы в дальнейшем рассмотреть детальней.

Первоначальным объектом эксперимен­тальнопсихологического изучения стал чувственный об­раз — ощущение. Оно производится органом чувств и мозгом, является их жизненной функцией.

Вместе с тем образ выражает познавательное (гносео­логическое) отношение психика к объективному миру. Без этого отношения психической реальности не сущест­вует, хотя она к нему и не сводится. Образ функционирует независимо от того, направляет ли индивид на него аппа­рат самосознания или нет. Образ так же реален, как фи­зические и нервные процессы, его порождающие. Он не идентичен этим процессам и потому как таковой не может быть объектом изучения ни физики, ни физиологии.

Более подробную информауию по статье - Гипотеза внушения Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website