Иннервационные ощущения

.

Точные эксперименты, а не умозри­тельные соображения, вынудили признать важность психического фактора и недостаточность чисто физиологи­ческих объяснений.
Роль фактора выступила в по­ложении о знаковой природе чувственных образов, в ги­потезах об иннервационных ощущениях, регулирующих работу мышц, о. бессознательных умозаключениях.

В этих положениях посвоему отразились реальные особенности психической деятельности, требующей для своего описа­ния собственных категорий, которых пет в составе физио­логического мышления. Мы имеем в виду две категории — чувственного образа и действия.
Если бы внешний объект был представлен в организме только в виде потока им­пульсов, возникших в результате его воздействия на нерв­ную систему, то можно было бы ограничиться физиологи­ческой схемой. Если бы ответная реакция свелась к со­кращению мышцы, то опятьтаки выходить за пределы физиологии не было бы необходимости.

Однако опыт при­нудил Гельмгольца покинуть эти пределы и выработать представление о том, что внешний стимул порождает в нервной системе не только молекулярные процессы, но и чувственные знаки, позволяющие различать объекты окружающей среды. Опыт же привел и к выводу о том, что работой мышцы может управлять не только внешнее раздражение, но и внутреннее стремление.

Оба вывода свидетельствовали, что физиолог столкнулся с новой дей­ствительностью, для познания которой нужны новые сред­ства. Однако категория образа выступила у Гельмгольца не в виде отображения, а в виде знака, категория же дей­ствия — в виде споитевного импульса, исходящего от субъ­екта, а не детерминированной условиями жизни актив­ности. И то и другое говорило о том, что психическая реальность преломилась в теоретически неадекватной форме. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокри­тицизм» указал на противоречивый характер гельмголь цевской теории символов. С одной стороны, она рассмат­ривает цвета, звуки, запахи как результат воздействия на нервные приборы внешнего материального источника.

С другой стороны, она утверждает, что подобное воздей­ствие производит знак, а ее образ, что между источни­ком и его психическим эффектом подобия нет. А это неизбежно ведет к агностицизму. Что касается выводов Гельмгольца о способности субъекта к имманентной чувст­венной регуляции, то они были подсказаны «голосом. ин­троспекции», субъективным впечатлением, а не объектив­ным анализом,

Более подробную информауию по статье - Иннервационные ощущения Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website