Неосознанный материализм

.

Физиология органов чувств изучала обусловленность сенсорных реакций устройством рецепторов, психофизика соотносила шкалу физических раздражителей со шкалой ощущений, эволюционное учение перенесло центр тяжести с организма, запечатлевающего внешние воздействия, на организм, все органы и функции которого подчинены за­даче активного приспособления к среде.
Новая психоло­гия складывалась на путях синтеза этих идей.

Вместе с тем неосознанный стихийный материализм в условиях кризисной ситуации оказывался бессильным перед трудностями, возникшими на пути дальнейшего проникновения научной мысли в природу психических явлений.

В. И. Лепил показал, что единственно надежный методологический компас в этой ситуации дает диалектический материализм.

В отношении психологии это так же верно, как и в от­ношении физики. Каждая наука соответственно своему предмету развивает собственную систему понятий и про­двигается по собственному логикоисторическому руслу, у нее возникают свои трудности, отличные от тех, что ис­пытывают другие науки. Но вместе с тем между различ­ными эшелонами научного фронта происходит взаимодей­ствие. Имеются некоторые общие подходы, свойственные в ту или иную эпоху, научной деятельности, к каким бы объектам она пн прилагалась. И для физики, и для психо­логии таким общим подходом в предкризисный период являлась методология механицизма.

Все указанные проблемы, получили глубокое философ­ское освещение в ленинских трудах, ставших в дальней­шем методологической основой научных исследований в советской психологии.

В. И. Ленин раскрыл внутреннюю связь между этими проблемами. Из ленинского анализа следует, что причиной

Кризисных явлений в психологии явилась ее неспособность философски правильно осмыслить данные проблемы и вы, работать такой конкретнонаучный понятийный аппарат, который, запечатлев их внутреннюю взаимосвязь, дозво­лил бы ее эмпирически исследовать.

С позиций механицизма пи одна из проблем не могла быть адекватно решена. Механицизм же в течение дли­тельного вромени был единственным способом причинного объяснения всех явлений, в том числе психических. Труд­ностями, возникшими на почве механистической мето­дологии, и воспользовался эмпириокритицизм. Слабость механицизма, его неспособность преодолеть трудности, порожденные самим прогрессом научных исследований, он изображал как свидетельство ограниченности естество­знания вообще.

Первым важнейшим вопросом, возникшим, как мы знаем, в связи с обособлением психологии в самостоятель­ную науку, был вопрос об отношении психических явле­нии к физиологическим, нервным.

В. И. Ленин уже в первые годы своей деятельности придавал большое значение новому направлению в иссле­довании психических процессов, которое считало, что раз­витие психологии должно быть неразрывно связано с есте ствозванием, нейрофизиологией. Об этом новом направле нин Ленин говорил в 1894 г. в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социалдемократов?». Именно здесь мы встречаем характеристику «научного психолога» как исследователя нового типа, отличающегося от «психологаметафизика». «…Пока не умели приняться за изучение фактов,— писал Ленин,— всегда сочиняли а priori (заранее, независимо от опыта.— Ред.) общие тео­рии, всегда остававшиеся бесплодными. Метафизикхимик, пе умея еще исследовать фактически химических процес­сов, сочинял теорию о том, что такое за сила химическое сродство? Метафизикбиолог толковал о том, что такое жизнь и жизненная сила? Метафизикпсихолог рассуждал

Более подробную информауию по статье - Неосознанный материализм Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website