Первый лидер американского бихевиоризма

.

Первый лидер американского бихевиоризмаПервый лидер американского бихевиоризма Джон Уотсои утверждал: «Бихевиоризм полагает

Первый лидер американского бихевиоризмаПервый лидер американского бихевиоризма Джон Уотсои утверждал: «Бихевиоризм полагает стать лаборато­рией общества». Факты и закономерности, установленные при изучении поведения животных в экспериментальных ящиках и лабиринтах, интерпретировались как научное основание планов управления людьми в социальных ситуа­циях. Этот замысел вдохновил нынешнего лидера амери­канского бихевиоризма Б. Скиннера на проектирование «поведенческой технологии», с помощью которой может быть создано «хорошее общество». По Скиннеру, чтобы на­учить людей «хорошей жизни», следует применить те приемы постепенного подкрепления желательных реакций и устранения нежелательных, эффективность которых до­казана лабораторными опытами по выработке навыков у крыс и голубей. Свою концепцию он открыто противопо­ставляет марксистскому учению о передаче средств про­изводства в общественную собственность как предпосылке создания общества будутцего.

Такап же социальнополитическая тенденции свойст­венна неофрейдизму, экзистенциальной психологии, аме­риканским исследованиям межличностных отношений.

Неофрейдист Э. Фромм в трактате «Здоровое общество» полагает, что преодолеть «болезнь XX века» — ощущение «человеком западного мира» бессмысленности своего су­ществования сроди потока материальных благ — можно только путем обновленного психоанализа, с помощью ко­торого пациент, сосредоточившись на скрытых силах ду­ши, освободится изпод гнета патологических механизмов. В кабинете психотерапевта, а ив в классовых битвах про­изойдет, согласно этой программе, «излечение» обреченно­го социального «организма», каковым является капита­листическое общество.

Экспериментальное изучение в США психологии «ма­лых групп» не ограничивается выводами, касающимися динамики отношений внутри этих групп, роли лидера, психологической совместимости, конфликтных ситуаций и т. д. Модели «групповой динамики» распространяются на макросоциальиые отношения, на жизиь общества в це­лом, где, однако, конфликты и столкновения, барьеры и связи имеют совершенно иную — классовоэкономическую природу.

Марксизму чуждо нигилистическое отношение к психо­логическому фактору и, соответственно, к позитивному знанию о нем, накопленному научной мыслью челове­чества.

Развиваясь с древнейших времен в недрах естество­знания и фнлософип, психологпя стала самостоятельной дисциплиной лишь несколько десятилетии назад. Она от­стояла свое «место под солнцем», широко используя дости женпя биологических п социальных паук по вместо с тем преодолевая барьеры редукционизма и эпифеноменалпэма. Редукцпонизм полагает, будто психическое не имеет само­стоятельного причинного значения и потому может быть сведено (отсюда и термин «редукционизм», от латинского «reductio» — сведение) к яплениям другого порядка — мо­лекулярным процессам в мозгу рефлексам и т. д.— ли­бо же к «коллективным представлениям» и социальным стереотипам. Эта точка зрения оапачает трактовку психи­ки п как апифепомепа, т. о. феномена, реальная ценность которого ничтожна. Поскольку серьезное причинное ана пие о физических и физиологических процессах укрепи­лось гораздо раньше, чем о психических, стремление к фи­зиологической редукции казалось вполпо созвучным ес­тественнонаучном идеалам.

Более подробную информауию по статье - Первый лидер американского бихевиоризма Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website