Это развитие описывается по разрозненным…

.

Это развитие описывается по разрозненным...

М о в и з м — дуализм (но вселенной имеется либо одна сущность, либо две — дух и материя)

Это развитие описывается по разрозненным...

М о в и з м — дуализм (но вселенной имеется либо одна сущность, либо две — дух и материя).

Натурализм — супернатурализм (для объяснения природы берется либо иманентное, либо трансцендентное начало).

Нонотетиам — идвографпзм (упор либо на открытии всеобщих законов, либо на объяс­нении индивидуальных событий).

П ериферпзм — централизм (уиор па психических явлениях, которые происходят либо ил периферии организма, либо внутри его).

Пуризм — утилитаризм (поиски знания либо ради него самого, либо с целью использовать его в конкретных видах деятельности).

К в а о т и т а т и в и з м — кпалитативизм (упор па знании, которое либо исчисляемо и измеримо, либо различается по роду и сущности).

Рационализм — ир р а ц и о п а л и в м (упор на данных, которые либо вытекают из указаний здравого смысла и разума, либо предполагают доминиро вание амотшщоволевых факторов над интеллектуальными процессами).

Статнк а—развитие (акцент либо йа изучение срезов, либо па изменение во времени).

Статика — динамика (упор либо па устойчивых во времеян аспектах, либо на изменениях и на факторах, которые вызывают измене­ния) .

Детализация в работах Роберта Уотсона н его сотруд­ников списка «диад» по сравнению с другими авторами ие спасает исходную концепцию от ее слабых сторон, обу­словленных тем, что пары рассматриваются как внеисто ричеекпе по содержанию и внеположные предметному раз­витию психологии.

Это развитие описывается по разрозненным и аморф­ным параметрам, отправляясь от которых невозможно понять его закономерный ход, его структурные преобразп вання и впутреипие детерминанты. Что, например, могут дать для понимания действительной динамики психологи­ческого познания такие диады, как «часть — целое», «ко­личество — качество», «механизм — телеология» а т. п.? Под «частью» может пониматься и рефлекс, и элемент бессубстратного сознания, под «целым» — и диффузное переживание субъекта, и системный характер поведения. Категория количества может относиться как к «статике н динамике представлений» (Гсрбарт), так и к измерению времени реакции или единиц запоминаемого материала.

Любая из пар может быть понята только в конкретно­историческом контексте. Такие, папример, «предписания», как «детерминизм» и «объективизм», «функционализм»

И «структурализм», приобретали совершенно различный смысл в системе идей французских материалистов или Сеченова, Леба или современной кибернетики. Поэтому по добпые диады пи сами по себе, ни в сочетаниях друг с дру гом не образуют «матрицу», которая позволяла бы упоря­дочить исторический материал соответственно особен­ностям его действительной динамики, его подлинной внут­ренней логики.

До тех пор, пока пе будет разработан аппарат этой ло­гики (требующей особого языка, отличного как от фило­софского языка, так н от предметного языка самой науки), исследователь науки обречен на своеобразную рядополож пость мышления. С одной стороны, ов описывает факти­ческие данные о развитии науки[6], с другой—лишенные предметноисторического смысла формальные, инвариант­ные свойства («параметры») познания.

Более подробную информауию по статье - Это развитие описывается по разрозненным… Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website