Происхождение человека

.

Великий натуралист Дарвин шел путем опыта и объективного наблюдения, следуя ана­лизу важнейшей мировоззренческой проблемы происхож­дения человека. Его вывод о родстве между человеком и животным миром распространялся и на психическую жизнь.
Этот вывод, как известно, нанес сокрушительный удар по всем религиозным догматам.

Подготавливая свой труд «Происхождение человека» (1871), Дарвин обратился к изучению выразительных дви­жений, сопровождающих эмоциональные состояния у жи­вотных и человека. В какой субъективной форме высту­пают эти состояния, его не интересовало. Ему важно было решить другой вопрос — имеют ли внешние наблюдаемые изменения мимики, пантомимики, голоса при аффектах какойлибо объективный врисиособительный смыел, слу­жат ли они целям выживания?

В работе «Выражение эмо­ций у человека и животных» он выдвигает гипотезу о том, что выразительные движения имели первоначально практический смысл. Животное скалит зубы перед тем, как броситься на врага. Его выразителъные движения яв­ляются частью оборонительной или агрессивной реакции. Рудиментами этих движений, в прежние времена целесо­образных, являются те мимические или пантомимические акты, которые современный человек рассматривает в каче­стве выражения чувств. Сжатые кулаков или оскал зубов в состоянии гнева у современного человека — пережиток тех времен, когда они означали готовность к схватке. Так же как и инстинктам, человек, но Дарвину, не науча­ется этим действиям и совершает пх бессознательно. Эмо­циональные состояния в этой дарвиновской концепции оценивались в связи с побуждением к действию, но не с традиционной точки зрения, согласно которой чувства классифицируются, исходя из того, как они переживают­ся и осознаются субъектом.

Считая наследственность важнейшим фактором эволю­ции, Дарвин не распространял его действие на умственные способности людей. Кроме психически больных, полагал он, все люди обладают приблизительно равпым интеллек­том, и различия между ними в этом плане зависят только от степени упорства, с которым они трудятся. Однако он был поколеблен в своем представлении о равенстве лю­дей по их умственным способностям, после того как про­читал книгу Френсиса Галь тона (1822—1911) «Наследст­венный гений» (1869).

Различия между познавательными силами людей, ут­верждал Гальтон, образуют огромную шкалу. Ее градации он объяснял лишь наследственной детерминацией, игно­рируя роль социальных факторов, воспитания, личной инициативы. Собрав большой биографический материал; касающийся родственных связей выдающихся личностей Англии, он утверждал, что высокая даровитость определя­ется степенью и характером родства. Наличие талантли­вых детей в талантливых семьях нельзя считать «игрой случая». Оно предопределено генетическим фактором.

Более подробную информауию по статье - Происхождение человека Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website