Факт как познание действительности

.

Факт житейский и факт научный представляют различные уровни познания действительности. За слюно­отделением в ответ на условный сигнал стоит сложная система отношений, отображенная в разработанных Павловым понятиях.
В этих понятиях представлены две нераздельные, по различные реальности — физиологиче­ская и психическая. Поэтому нельзя ограничивать исто­рическую роль Павлова одной лишь областью физиологии, т. е. считать, что нм исследовались только физиологические механизмы психической деятельности, а не она сама

Из поля зрения сторонников такого взгляда выпадает пав­ловский вклад в преобразование психологического знания как такового, его категориальных оснований. В этом слу­чае все сводится к выводу, будто ценность этого вклада в том, что была намечена физиологическая каева — схе­ма динамики процессов возбуждения и торможения в больших полушариях и оставалось лишь по этой капве выводить взятые пз другой науки представления о вос­приятии, мышлении, воле и т. д.

Вопрос о роля Павлова в развитии психологической мысли XX в. требует специального разбора. Отметим, и частности, что одно из самых крупных течений зару­бежной психологии — американский бихевиоризм сложил­ся под влиянием Павлова и единодушно, рассматривает его и поныне как. своего родоначальника. Вместе с тем, как мы увидим далее, бихевиоризм декларировал непри­емлемость физиологических объяснений в психологии, т. е. именно тех объяснений, без которых нет павловского уче­ния. Между позицией Павлова и позицией американских психологов, считавших себя его преемниками, имелось коренное идейное расхождение.

Значит ли это, что позитивное влияние Павлова на мировую науку ограничено областью физиологии и не распространяется на прогресс психологических исследо­ваний?

Адекватно понять значение,, Павлова в эволюции пси­хологической науки можно Ашь при условии преодоле ппя {открытого или неявного) мнения о том, что ее пред­метом служат только процессы или явления сознания. Лишь покинув «пространство» феноменов внутреннего мира и обратившись к психической реальности, мы и об­наруживаем изменения во взглядах на нее,, связанные с павловским учением.

Известно, как высоко И. П. Павлов ставил ассоциа­тивную концепцию. Он воспринял и развил ес традиции. Но эта психология, как уже отмечалось, в силу ее иптро спекционизма, атомизма и механицизма вступила в кон­фликт с повыми запросами и веяниями.

Мы знаем, что Эббингауз стремился изучить, как обра­зуются сочетания (ассоциации) сенсомоторпых реакций в их «чистой культуре». Он умышленно отвлекался в сво­их экспериментах от мотивов поведения, его смысловых компонентов. Моделировалась только одна сторона поведе­ния— количество усваиваемых «единиц», порядок и ча­стота их повторения. Все это, по сути дела, укладыва­лось в механическую схему.

Более подробную информауию по статье - Факт как познание действительности Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website