Тем самым исторические занятия…

.

Тем самым исторические занятия...

Нет ли способа преодолеть противоположение «фор­мального» подхода (выраженного

Тем самым исторические занятия...

Нет ли способа преодолеть противоположение «фор­мального» подхода (выраженного в концепциях «диад», ((предписаний» и др.) «содержательному», выраженному в традиционных историконаучных описаниях?

Вне «содержательного» подхода исторические схемы утрачивают рабочий смысл. Вне «формального» — невоз­можны обобщения, которые позволяют увидеть связую­щие нити, исторических событий. Лишь отыскав в потоке исторических фактов некоторые константы («формаль­ные» в смысле относительной независимости от непрерыв­но изменяющегося содержания знаний), можно, рекон­струировать общую схему научного прогресса,, способную както ориентировать современного психолога в понима­нии перспектив и возможностей своих исследовательских действий. Очевидно, что,, чем более длительный, более полный содержанием период становится объектом ана­лиза, тем явственней выступает устойчивое, типичное (закономерное) для процесса в целом, а не только для его преходящих фаз и ступеней.

Современные требования к историконаучному иссле­дованию стимулируют дальнейший поиск инвариант пси­хологического познания. Исходя из. теории отражения, их следует трактовать как «концентраты» работы мысли по постижению наиболее стабильного и типичного в самой психической реальности, как содержательные формы, ко­торые не извне накладываются па изменчивое множество фактов, но «сгущают» существенное, в них самих.

Диалектика познания такова, что эти формы представ­ляют едииство инвариантного и вариантного.

Инвариантное обусловливает их действительность для длительного исторического периода не только примени­тельно к прошлому, но также в настоящем н будущем. Тем самым исторические занятия приобретают — взамен «антикварного» — актуальный смысл, давая возможность ненхологу увидеть внутреннее родство своей мысли с мыс. чыо прежних и грядущих эпох, и вместе с тем предосте­регают его от соблазна сделать современные представле­ния эталоном оценки всего, что было и что будет.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что орга­низация и регуляция психологического познания имеет иные основания, чем те, которые выделяются концепция­ми «предписания», «контрастирующих пар» и др. Эти ос­нования коренятся в том. что н практике научного иссле­дования мышление воспроизводит в форме исторически развивающихся категорий, принципов и проблем суще­ственное н устойчивое в неисчерпаемом мире психоло­гических фактов

Мы уже отмечали, что это отражение реализуется иод воздействием актуальных социальных запросов и мето­дологических доминант данной эпохи.

Более подробную информауию по статье - Тем самым исторические занятия… Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website