Сознание человека

.

Дифференцировав объектное содержание сознания и операции, посредством которых субъект его актуализи­рует, Брентано отверг вундтовское понятие о «непосред­ственном опыте» как конгломерате психических элемен­тов. И. здесь выступает рациональный момент его концеп­ции.
Ни для субъекта как психической реальности, ни для его действий, имеющих собственный статус, иной, нежели осознаваемые объекты этих действий, в структурализме места не было.
Брентано акцентировал субъективность и активность психической жизни человека, однако интер­претировал их сугубо идеалистически.

Сознание человека направлено на реальный, независи­мо от него существующий предмет. У Бреитано же объект феноменален, а не реален, поскольку он обретает бытие благодаря актуализируемости умственным действием, т. е. тем, что исходит от субъекта. Что касается самого субъек­та н его действий, то они также трактовались как чисто духовные сущности, отрешенные от реального индивида, его связей с материальной средой.

Мы уже говорили о том, что в последней четверти про­шлого века общий облик психологии стал меняться под влиянием эволюционного учения Дарвина. В умах психо­логов доминирующую роль приобретает теперь новая схе­ма: «организм и среда, к которой он активно приспосабли­вается».

Проблема субъективности и активности человеческого сознания, к которой привлек внимание Брентано, стояв­ший, аа позициях, неосхоластической философии, перево­дится на «земной», практический язык молодыми амери­канскими психологами, выступившими под флагом функ­ционализма против структуралнстическогр направления, главой которого в США был верный ученик Вундта англи­чанин Э. Тиченер (1867 —1927), создавший в Корнельском университете крупный научный центр.

Тиченер исходил из того, что предмет психологии— «материя» сознания, ее метод — «отшлифованное» путем упражнений самойаблюдение, которое прослеживает, из

Каких исходных элементов эта «матерая» состоит и какие структуры они образуют. Элементы и структуры — таковы два главных термина этого направления исследований, на­званного Тичепером структурной, пли экзистенциальной психологией Говоря об экзистенциальностп, Тиченер имел в виду, что психическое — это не смутные п неопре­деленные блики потока сознания, мелькающие перед внутренним взором субъекта, а область особых реалии — ощущений, образов и чувств. Они и составляют ту «мате­рию», строение которой призвана раскрыть психология. Под сознанием, считал Тиченер, нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное самонаблюдение каждому человеку. Сознание имеет собственный строй, скрытый за поверхностью его явлений, подобно тому как от обычного ненаучного взгляда скрыты реальные процессы и струк­туры, изучаемые физикой. Лншь после того как вычленены структуры, можно цонять, как опи работают, функциони­руют. Соответственно структурный подход должен пред­шествовать функциональным объяснениям, которые, по резкому выражению Тпченера, на нем паразитируют.

Более подробную информауию по статье - Сознание человека Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website