Изучение психических явлений

.

Подход к исихопраксической проблеме отличался край­ним субъективизмом: активность субъекта считалась огра­ниченной пределами внутренного психического «простран­ства» (сознания).

Наконец, в понимании психофизиологической пробле­мы господствовал параллелизм, рассматривавший отноше­ние телесного и духовного по типу внешней и внутренней сторон круга; они нераздельны, но одно не может быть причиной другого.

Таково было положение на уровне господствующих теорий, явно несовместимых с практикой эксперименталь­ной работы. Вместе с тем. следует отметить различие меж­ду установками Вундта (и других психологовидеалистов) и установками физиологов, непосредственно осваивающих психическую реальность.

Если изучение психических явлений в недрах физио­логии органов чувств вопреки идеалистическим постула­там непрерывно соотносило эти явления с нервным суб­стратом и внешними раздражителями, то исследователи, считавшие себя уже «чистыми» психологами, доказывали, что право психологии на самостоятельность основано иа независимости ее феноменов от физических и физиологи­ческих процессов.

Основным объектом собственно психологического ис­следования считались элементы «непосредственного опы­та» — ощущения. Реальной ощущение отражает свойства объекта, является его образом. .В идеалистических же кон­цепциях категория образа становилась, как это видно на примере Вундта, все более призрачной. В практической деятельности человек непрерывно проверяет адекватность своих образов, их соответствие независимому от сознания объективному источнику. Возможно, однако, что при опре­деленных условиях, отрешившись от деятельности, на­правленной иа решение реальных задач, субъект начнет действовать по инструкции, требующей от него члепить путем самонаблюдения (в физиологической психологии с помощью специальных приборов) содержание своего сознания до исходных элементов. Тогдато и возникают искусственные продукты, своеобразные эрзацы реальных образов— «чистые ощущения», элементы «непосредствен­ного опыта» и т. п.

На поиск этих эрзацобразов и устремлял психологи­ческое исследование Вундт. Выдвигая программу построе­ния психологии как самостоятельной науки, он видел ее своеобразие в том, что она берет «факты сознания» в их «чистой культуре», в их прямой данности субъекту, тогда как всо другие пауки строят на этих фактах объекты внешнего мира.

При ближайшем рассмотрении оказыва­лось, что понимаемое Вундтом под «фактами сознания» и есть не что иное, как лишенные предметности ощуще­ния (т. е. эрзацобразы), из которых паучной психологии, по мнению Вундта, надлежит воссоздать всю архитекто­нику душевной жизны. Поскольку «факты сознания» прин­ципиально отличаются по ряду параметров от изучаемой естествознанием внешней природы, то очерчивался круг явлений, которые некому изучать, кроме выбившейся на самостоятельную дорогу психологии.

Более подробную информауию по статье - Изучение психических явлений Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website