Диалекти­ческий материализм

.

Так, позитивная разработка психофизиологической, психогносеолотической и психопраксической проблем бы­ла связана с огромными трудностями, с которыми психо­логическое исследование сталкивалось повсеместно. Ими нельзя просто было пренебречь.
Нельзя было, не обращая внимания на философские «ловушки», успешно двига ться дальше, ибо эти «ловушки» находились не на далекой периферии психологии, а в центре ее конкретной работы.

В. И. Ленин показал, что различие философских, ми­ровоззренческих позиций определяет принципиальные расхождения в трактовке коренных вопросов науки. Лож­но интерпретируя вопрос об отношении к мате­рии, махизм «отходит в сторону от правильного пути». Материализм же напротив, «ясно ставит нерешенный ещо вопрос и тем толкает к его разрешению, толкает к даль­нейшим экспериментальным исследованиям» .

Диалекти­ческий материализм наметил общий философский путь трактовки отношений между нервным процессом и пси­хическим, образом и предметом, образом и действием. Эта трактовка, определяемая принципами материалистиче­ского монизма, принципами диалектикоматериалистической теории отражения, не подменяла конкретнонаучных схем, а, напротив, требовала их теоретической разработ­ки, опирающейся на экспериментальные исследования.

О ДВУХ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИССЛЕДОВАНИЙ, СОМКНУВШИХ ПСИХОЛОГИЮ С ПРАКТИКОЙ

Два направления психологической ра­боты:

а) исследование научения (т. е. приобретения новых форм поведения)

б) психодиагностика стали стержне­выми уже на рубеже века, и с тех пор развивались наи­более интенсивно.

Их развитие стимулировали запросы практики. Вторжение психологии в жизнь, ее реальное воздействие на поведение людей, изменение (а не только описание) .психических явлений, предсказание их воз­можного хода — все это резко повышало ценность науч­ных представлений о душевной деятельности.

Пока эти представления оставались на уровне чисто теоретического знания, хотя бы и опирающегося на экспе­римент, пока не видны были перспективы их приложения к тому, «чем жив человек», психология не могла упрочить свою репутацию самостоятельной пауки. Выход же в прак­тику наиболее резко обозначился именно на указанных двух участках.

Начнем с проблемы научения. Ее исследование выяв­ляло факторы, благодаря которым образуются новые эле­менты в наличном составе психической жизни.

Укреплялась уверенность в том, что, овладев этими факторами, удастся па основе теоретической схемы (а не житейского опыта или интуиции, как прежде) изменять поведение, конструировать («выкраивать») его по опре­деленным образцам.

Более подробную информауию по статье - Диалекти­ческий материализм Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website