Переход же от иптроспекциопизма к би­хевиоризму…

.

Переход же от иптроспекциопизма к би­хевиоризму...Попытка выработать методологическую схему, вклю­чающую эти проблемы п результаты, принадлежит ис­торику фнаикп

Переход же от иптроспекциопизма к би­хевиоризму...Попытка выработать методологическую схему, вклю­чающую эти проблемы п результаты, принадлежит ис­торику фнаикп Томасу Куну2, предложившему исхо­дить и историконаучном аналнае из концепции пара­дигмы.

Парадигма — модель, принимаемая всеми исследовате­лями. в данный исторический период. Она управляет их мышлением, указывая, какие именно постулаты, методы и факты являются существенными, какие вопросы следует «задавать природе» и т. н. Когда нарастающий поток фак­тов, несовместимых с принятой парадигмой (фактовваио малип»), достигает критической массы, в пауке наступает кризис, а затем происходит научная революция: старая парадигма сменяется новой. Так, в астрономии коперпи кианская революция покончила с птолемеевской моделью вселенной, в физике па смену аристотелевской парадигме пришла ньютоновская, в свою очередь вытесненная пара

Дмгмон Эйнштейна — Бора. Талона ситуация в зрелых «па­радигм ал ыш.» науках. Но иной опа является, когда об­ласть знания еще не консолидировалась па ослопе обще­принятой парадигмы, когда между исследователями лет согласия но поводу принципов и основных понятий («фун­дамента лпй») своей пауки. Такова психология, находя­щаяся, согласно Куну, па «пре—нарадигмальной» стадии развития.

Подпись: S3Не имея твердых катал, подобных атомной теории в физике или теории эволюция в биологии, психология тем не менее должна располагать некоторыми «темами», позволяющими определить, хотя бы приблизительно, ее собственную область, основную проблематику, ее установ­ки, приемлемые для большинства исследователей в этой области.

Понятие о парадигме широко используется ныне в пс торгшонаучпой литературе. Оло повлияло и на историко психологическую работу.

Руководствуясь, нм, Д. Палермо выдвинул — вопреки Куну — положение о том, что психология — нарадигмаль пая наука. Она выработала по крайней мере две парадиг­мы — интроспекционистскую (Вупдта — Тиченора) и би­хевиористскую. Переход же от иптроспекциопизма к би­хевиоризму явился научной революцией,

В настоящее время бихевиористская парадигма нахо­дится п состоянии кризиса и, стало быть, на очереди се замена другой

Возражая против такой интерпретации, JI. Ерискман в статье «Приложим ли куновскнй анализ к психологии?» отвечает ла этот вопрос отрицательно: пнтроснекцпонизм пе бьгл «общепризнанным научным достижением», како­вой, по Куну, является парадигма [5]. Ведь он не служил общепринятой моделью, но образцу которой строились ис­следования в конце XIX — начале XX п. Не стал такой моделью п бпхевнорпзм, среди сторонников которого из­давна обнаружились расхождения по самым фундамен­тальным вопросам, что немыслимо среди учепых, спло­ченных общей парадигмой.

Р. Уотсон приняв оценку Куном психологии как «пре—параднгмальной» науки, попытался все лее найти эквивалент парадигмы в структуре и дииамико психологи­ческого поввапия. Таким эквивалентом — согласно Р. Уот­сону— является система «предписаний» (predictions), диктующих псилологу выбор проблем, установку по от по­тешно к ним л способ их исследования. «Предписания» действуют в течение длительного времени, ослабевая по силе п вновь приобретая влияние. Поэтому выявление их сочетаний и «веса» позволяет получить своего рода «сет­ку», которая формализованно описывает определенное психологическое учение или даже целую конкретную ис­торическую ситуацию в развитии паучиопспхологических по, следоланий в ее отличи и от другой.

Более подробную информауию по статье - Переход же от иптроспекциопизма к би­хевиоризму… Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website