Преодоление дуализма

.

В. И. Ленин раскрыл фиктивность способа прео­доления дуализма, который прокламировали эмпиряо крнтики. ««Дуализм»,— подчеркивал он,— оказывается

Опровергнутым идеалистически (несмотря на весь дипло­матический гпо в Авенариуса против идеализма)… Дуализм; опровергнут здесь Авенариусом лишь постольку, посколь­ку «опровергнуто» нм существование объекта без субъ­екта, материи без мысли, внешнего мира, независимого от наших ощущений, т. е. опровергнут идеалистически.

Анонариуе ныдавал себя за сторонника объективного под­хода, защитника естественнонаучных взглядов п т. д. И русские махисты, как писал Лепшт, поверили «на сло~ во той оценке интролкции, которая дана самим Авенариу­сом, не заметив жала, направленного против материа­лизма».

Жало, направленное против материализма, было вместе с тем нацелеао и против психологии как науки, изучаю­щей образ вый аспект психической деятельности в его за­висимости от внешних раздражителей, нервного субстра­та и предметной деятельности. Критика Авенариусом «пнтроекцпи» отрицала причинную зависимость «элемен­тов» (ощущений) от мозга. Иначе говоря, отрицалось, что психика производится мозгом, является его функцией. Каким же образом появился в галерее философских идей а тот вывод, который к тому же высказывался в атмосфе­ре бурного развития знаний о физиологических мехапиз мах психических явлений?

В общей логике развития ма хиетской концепции он становится понятен. Если считать, что область психического складывается из ощущений (чувственных образов), а сами ощущения отождествить с реальными вещами, которые в них воспроизводятся, то представить такого рода «психику» в качестве функции мозга действительно невозможно. Если не проводить раз­личий между образом вещи и ею самой, то действительно становится загадочным, как все богатство внешнего мира может разместиться в полутора килограммах мозговой массы.

Философия, для которой ощущение и вещь одно и то же, лишает реальности не только вещь, но и ощущение. Ибо ощущение — такая же реальная фупкцпя организма, как и нервный процесс, имеющая свои механизмы и зако­номерности, отличные, с одной стороны, от чисто нервных, а с другой — от законов, но которым движется объектив

Иып. мир, воспроизводимый в чувстветшх образах. Ма хистская философия, по еути дела, лишала чувственные образы смысла психической реальности. Тем самым уси­лия, которые вкладывались в естественнонаучпоо изуче mie этой реальности, оказывались перечеркнутыми. К ус­транению чувственного образа как собственно психологи­ческой категории и пришел Авенариус в рассмотренной »ыше критике «иитроекции». Казалось, в противовес ин­троспективному учспшо. которое переносило внутрь субъ­екта и замыкало и пределах его сознания все богатство ппешнего мира, восторжествовал объективный подход.

Утверждалось, что ощущения — это пе феномены созна­ния, а феномены внешней по отношению к субъекту сре­ды. Но мы уже знаем действительную цену этой миимой объективности. Перед нами организм, пз которого удале­ны образы и вообще сознание (поскольку последнее не­мыслимо без образов, ндон, предметного содержания). Перед нами среда, где реальные вещи подменены уда­ленными пз сознания образами. Странный, причудливый мир, созданный игрой философской фантазии. Социально идеологический смысл этой «игры» был прослежен Лениным.

Более подробную информауию по статье - Преодоление дуализма Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website