Тестология

.

Одной из главных догм тестологии стало положение о неизменности IQ, т. е. об его независвмости от обучения, социальнокультурных факторов и т. д.
Если, например, американский тестолог обнаруживал у негритянских детей более низкие показатели, чем у белых, то это относилось за счет природной умственной неполноценности негров, а пе условий, на которые их обрек «американский образ жизни» и в силу которых их интеллектуальный потенциал но мог быть реализован.
Поскольку же тестологический индекс рассматривался как «научная» оценка способно­стей, исходя из которой следует отбирать и использовать людей, тестолотческая процедура становилась орудием расовой дискриминации.

Уже на этом примере видна огромная социальная опас­ность тех приемов психодиагностики, которые не имеют за собой научного обоснования. Означает ли это, что исполь­зование научнопсихологических средств для тестирования способностей, умений, личностных качеств само по себе является вредным начинанием?

Мы отмечали, что регуляция и координация человече­ских отношений была бы невозможна без непрерывной работы диагностического и прогностического аппарата «слежения», оценки, опробования психических качеств индивидов. Этот аппарат, подобно, скажем, языку, надын­дивидуален. Он подчинен общественноисторическим за­кономерностям. Любое требование передать его в руки психологии и тем самим возложить на отдельную, кон­кретную дисциплину решение задач социального (кадрово­го) регулирования имеет своей предпосылкой ложную идею о том, что наука может стать над обществом, его процессами, нормами и установлениями.

В действительности сама наука является порождением и функцией общественной жизни. Соответственно и науч­ная разработка проблем психодиагностики отражает со­циальную потребность в том, чтобы снабдить общество адекватной экспериментальной и математически проверен­ной информацией не только об общих закономерностях психической жизни, но и о свойствах и возможностях кон­кретного индивида в его отличии от других.

Тесты и явились важным методом добывания и приме­нения такой информации. Они открыли возможность испы­тывать психологические ресурсы отдельной личности в ее сопоставлении со множеством других людей, притом до того, как эти ресурсы реализуются в реальной действи­тельности. Однако для того, чтобы тесты стали таким ме­тодом, необходима была другая методологическая основа, чем та, из которой исходила тестология при своем возник­новении, подлинно научное знание о том, чем обусловлены интеллектуальные и другие качества личности, как фор­мируются и развиваются способности людей.

БИХЕВИОРИЗМ И КАТЕГОРИЯ ДЕЙСТВИЯ

Через 50 лет после того, как физио­лог Вундт выступил с призывом создать новую психоло гию, аналогичное требование выдвинул американский зоо­психолог Джон Уотсон (1878—1958). Констатировав в своей статье «Психология, как ее, видит бихевиорист» (1913), что этой науке за полвека существования в каче­стве экспериментальной дисциплины не удалось занять достойного места среди других естественных наук, Уотсоп возложил вину за. это на ложное понимание предмета и метода психологических исследований. Их предметом, ут­верждал он, должно стать вместо сознания — поведение, а субъективный (интроспективный) метод следует реши­тельно отвергнуть, утвердив вместо него объективный.

Более подробную информауию по статье - Тестология Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website