Роль социальной среды

.

Массовая безработица, разорение и обнищание рост революционных настроений — все это вынуждало принять во внимание, с одной стороны, роль социальной среды, с другой — отношение к ней индивида: не только его внешние реакции, по и его мотивы, настрое­ния, установки.

Мы можем в большинстве случаев управлять руками, ногами и вокальными органами людей, только управляя их желаниями» подчеркивал одна из видных американ­ских психологов Р. Вудворс.

Резко возрос интерес к со­циальной психологии, а в связи с этим и к изучению уста­новок личности по отношению к различным общественным явлениям. Таков был социальный «климат», в котором на­чалось «размягчение» «строгого» бихевиоризма. Представ­ление об установках, отношениях, ценностях вводило в круг интересов исследователей поведения совершенно но­вый пласт, недоступных прямому наблюдению, действующих «внутри» индивида, «между» внешним раз­дражителем и двигательной реакцией.

Это «между» .невозможно было совместить с методологией, отвергавшей все внутрицсихпческое как ненаучную фикцию. Но считавшееся функцией применительно и рефлексам крысы оказывалось реаль­ностью социальной жизни челoвeкa. В мышлении самых правоверных бихевпористов, таких, например, как Ф. Олпорт, при первых же попытках объяснить социальное поведение зпрождается понятие об установке, как особом внутреннем факторе, влияющем на характер внешней ре­акции.

Итак, первый прорыв в прямолинейной схеме «сти­мул — реакция» совершился внутри самого бихевиорист­ского лагеря в дни, когда ее популярность достигла апо­гея. Произошел же этот прорыв под влиянием в первую очередь социальных запросов, давление которых вынуж­дало обращаться к факторам, посредствующим между раз­дражителем и внешнем поведенческим актом. Вскоре дан­ная проблема станет центральной в развитии бихевиорист­ских идей. Философской нее предпосылкой этого стал новый

Вариант позитивистской концепции, так называемый, рационализм.

Позитивистское направление на протяжении всей исто­рии психологии отрицательно сказывалось на разработке ое коренных проблем.

Позитивизм. Конта не признавал право психологии па самостоятельное существование. Позитивизм Вундта, а затем Маха провозглашал предметом нсихологии факты «непосредственного опыта», понимая под ними феномены сознания субъекта. Это ввергло психологию, едва только обретшую собственную почву, в ситуацию кризиса.

Позитивизм Уотсона отрезал путь. к изучению важ­нейших психологических областей. Правда, Уотсон пола­гал, что его программа не имеет никакого отношения к философии. Но откуда, как пе из позитивистской филосо­фии было почерпнуто требование исключить пз состава научного знания все, что недоступно прямому наблюде­нию? Ведь именно по этим, сугубо философским мотивам мз плава конкретнонаучных исследований изымались все исихическпе явления, кроме их остатка в виде отношения: стимул — реакция». Именно по этим мотивам отверга­лось, как уже отмечалось, и конкретнонаучное изучение физиологических механизмов (скрытых от непосредствен­ного взора наблюдателя).

Более подробную информауию по статье - Роль социальной среды Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website