Экспериментальная психология

.

Разрабатывая экспериментальную психологию на жи­вотных, Павлов от механической схемы перешел к био­логической. Два принципиально новых фактора вводятся им в объяснение образования новых связей (ассоциа­ции) — сигнальность и подкрепление.
Понятие о сигнале шло от Сеченова. Хотя Сеченов не смог эксперименталь­но показать его роль не только в саморегуляции, но и в усвоении новых форм поведения, он предвидел такую возможность. Павлов перешел от общих предположений к опытному исследованию механизмов научения. Это был большой шаг вперед.

Понятие о сигнале ответвилось от понятия о раздра­жителе. Различие между этими понятиями хорошо выра­жено в современном разграничении «информационных» и «энергетических» процессов. Внешний стимул непремен­но имеет энергетические, физикохимические параметры. Пока анализ ограничивался только ими я не принимались во внимание другие параметры раздражителя — инфор­мационные, его действие на нервную систему можно пред­ставить только по типу влияний, свойственных неорга­ническим телам, т. е. по типу внешнего толчка.

Так оно и было в досеченовских теориях рефлекса. Благодаря информационным параметрам раздражителя становится возможным различение условий действия, осведомление о ннх. Здесь мы оказываемся в той сфере, к которой от­носятся н психические явления. Разве жизненный смысл ощущений не состоит в том, чтобы информировать о сре­де, различать ее свойства? Предпосылкой различения служит устройство органа чувств. Однако ограничиваясь им, мы пе выходим за пределы наличных констант орга

Пизма, тогда, как научение есть приобретение новых кон­стант, расширяющих диапазон приспособления живого тела.

Главная сила павловской схемы в том, что она рас­крыла, как образуются эти новые константы — условные рефлексы. Рынагом их формирования служит подкрепле­ние, т. е. включение фактора, от которого зависит, быть или не быть оргаилзму. Только благодаря подкреплению раздражитель приобретает сигнальное значение, один раздражитель отличается (дифференцируется) от другого и т. д.

В руках экспериментатора находятся все переменные, манипулируя которыми можно вызвать реакцию, задер­жать ее, отсрочить, соединить с другой, словом, управлять поведением, придавать ему нужное направление. Новые (приданные организму согласно определенному плану) формы реакций возникают с такой же машинообразнон правильностью, с какой, например, зрачок сужается в ответ на световой сигнал.

Более подробную информауию по статье - Экспериментальная психология Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website