Развитие психодиагностики

.

Все последующее развитие психодиагностики вплоть до наших дней связано также с выявлением статистически достоверных соответствий между признаками соматиче­скими и психическими, а также между самими психиче­скими признаками различного порядка.
При этом совер­шенствовалась статистическая техника (в частности, фак­торный анализ), многообразными стали разряды явлений, между которыми устанавливаются корреляции.

Инициатором другого течения в психодиагностике был француз А. Бине (1857—1911). До него тестировались раз­личия в сенсомоторных качествах (чувствительности, бы­строте реакции и т. д.) и в особенностях ассоциатив нооб­разной памяти. Но практика требовала информации о выс­ших психических функциях, обычно обозначаемых терми­нами «ум», «интеллект» и др. Ведь именно эти функции обеспечивают приобретение знаний, и выполнение сложной приспособительной деятельности. Педагогическая практи­ка придала актуальность экспериментальной разработке этого вопроса.

Бине занялся определением уровня интеллекта в свя­зи с полученным им заданием разработать объективные, обоснованные рекомендации для отбора умственно непол­ноценных детей в специальные школы. Требовалось от­делить детей, способных к учению, но ленивых, от стра­дающих прирожденными дефектами. Отделение патологии от нормы всегда являлось важнейшей психодиагности­ческой задачей. Бине пе ограничился ею. Его заинтересо­вали градации внутри самой нормы.

От индивидуальных различий он перешел к возраст­ным, стремясь выявить ступенчатый ряд, характеризую­щий развитие интеллекта — его переход от одиого уровня к другому. Он давал ребенку задачи и, подсчитывая число правильных ответов, сопоставлял это число с показателя­ми сверстников. Тем Самым был изобретен способ измере­ния интеллекта. Вся последующая работа в этом направ­лении базировалась на изобретении Бине. Трудности, с которыми вскоре столкнулась тестодогня, и ее многие ложные выводы были обусловлены не самой по себе идеей тестирования умственного развития.

Такое тестирование каждый педагог вынужден производить повседневно, руко­водствуясь собственным опытоми сметкой. Бине стремил­ся ааменить интуицию точной меркой. Просчет тестологии коренился в надежде на то, что с помощью статистики удастся восполнить огромные пробелы в знании о динами­ке умственного развития, его механизмах и закономернос­тях. Статистические показатели всегда требуют интерпре­тации, а тестологичсская интерпретация умственного раз­вития оказалась ложной.

Тестология исходила иа представления об абстрактном уме, темпы развития которого предопределены природой индивида. Так родилась пресловутая концепция IQ (Ай Кью) — коэффициента интеллекта, константы, якобы отличающей одного человека от другого с такой же опре­деленностью, как строение черепа. Под IQ (Intelligent quo tieot) подразумевался индекс скорости умственного разки тия. Он определялся отношением так называемого ум­ственного воэраста к хронологическому.

Если восьмилетний ребенок способен решать только те задачи, с которыми обычно справляется шестилетний, то коэффициент его интеллекта составляет 75 Когда же ему под силу задачи, решаемые десятилетними, то его коэффициент равен 125, т. о. он по темпам умственного развития превосходит своих сверстников.

Более подробную информауию по статье - Развитие психодиагностики Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website