Особенность ло­гики развития науки

.

Итак, инвариантное ядро психологии (условно назо­вем его «категориальным») образуют:
1) категории,
2) принципы,
3) проблемы.

Будучи внутренне связаны между собой, категории образуют не простой конгломерат, а систему, «сетку» — категориальный строй. Вопрос о том, какие именно кате­гории лежат в основе системы конкретной науки и как со­относятся ее различные компоненты, подлежит детальной сравнительноисторической разработке.

Теоретический состав науки (т. е. гипотезы п теории, выдвигаемые отдельными исследователями и научными школами) зиждется на категориальном строе, но не яв­ляется его однозначной проекцией.

Различая два уровня в движении исследовательской мысли (условно обозначаемые как теоретический и кате­гориальный), мы тем самым получаем возможность рас­членить притязания и программные установки различных школ и их реальный вклад в развитие категориального строя науки. Этот вклад сохраняет ценность безотноси­тельно к теоретической рефлексии как сторонников, так н противников той программы, в русле которой он был добыт.

Категории —это инвариантное в иаучпом мышленпн, но вместе с тем и эволюцнонизнрующее. Особенность ло­гики развития науки (в отличие от формальной или ма­тематической логики) в том, что здесь переход от одних выводов к другим совершается в процессе столкновения наличных гинотез и представлений с данными опыта, эксперимента, наблюдения, а не путем движения понятий соответственно алгоритмам логической программы, В этом динамическом взагшодейстпим и происходит «вычерпыва­ние» из объектов все новых и новых содержаний, осмыс­ливаемых посредством сменяющих друг друга научно логических схем.

Однако научному развитию свойственна не только по стопеипость. В нем происходят революционные сдвиги. На поворотных пунктах истории научного познания особен­но ясно обнажается его объективная зависимость от со цнальпопдеологнчсских стимуляторов. Революционный характер иосил, например, переход от аристотелевской схемы душевных функций к декартовской. Менее всего он походил на внутреннюю «мутацию» мысли. Его ре­альной исторической основой было развитие капиталисти­ческого производства, которое стимулировало научную ре­волюцию в естествознании и изменило положелие инди­вида в социуме.

Крупный революционный шаг па пути преобразова­нии субъективной психологии в объективную принадле­жит II. М. Сеченову. За этим шагом стояли острейшие IОсмотические схватки в русском обществе, которые от­ражали протпиоборство классовых сил.

13 середвпе прошлого пека принципиально новый взгляд н|| человека и саму пауку психологию утвердил мар­ксизм. Победа пролетарской революции в нашей стране miyслопала перестройку на основе марксистской фнло сифпн всего концептуального строя психологических ис. кдооапий, преобразования в отдельных «блоках» кате­гориального аппарата.

Более подробную информауию по статье - Особенность ло­гики развития науки Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website