Категория чувственного образа

.

Категория чувственного образа представляет, как мы знаем, психическую реальность в ее своеобразном строе­нии. Но в философском воображении Маха образ (ощуще­ние) приобрел смысл элемента, лежащего в основе всей действительности — не только психики (как утверждали сенсуалисты), но и мироздания в целом.

Сознание и ма­терия изображались как имеющие один и тот же состав. Приняв этот взгляд, утверждал Вилли, психология изба­вится от тех, кто, подобно Вундту, Брентано и множеству их сподвижников, считает сознание субстанцией, отличной по своей сущности и от внешних вещей, и от организма, пераной системы, мозга..
Ведь именно в учении о сознании как обособленном от действительности начале скрыт ко ревной «грех» психологии, ее разлад с естествознанием, се бесконечные и бесплодные теоретические распри. Если мир «соткан» из ощущений, то вопросы, иад которыми бьются •психологи, пытаясь понять отношение между чувствен­ным образом и внешним предметом, между психическим процессом и нервным субстратом, суть псевдовопросы, ко­торые обсуждать бессмысленно.

В действительности, как показал В. И. Ленин, вся ма[ хистская концепция была псевДорешением реальных про­блем. Историческое значение ленинской критики махизма! для развития психологической науки исключительно велико. Ленинский анализ проливает свет на особенности и тенденции становления этой пауки, на обстоятельства, породившие в ней на рубеже века кризисные явления.

Философия Маха, с позиции которой ее последователи оценивали положение в психологии как кризисное, приоб­рела в те годы большую известность. Некоторым ученым казалось, что опа одним ударом разрубает узел противоре­чий, назревших и в естествознании, п в цсихологпп.

На кризисные явления в психологии указывали и представители противопололсного — материалистического лагеря, в частности известный биологдарвинист Э. Гек­кель.

Отметим, в этой связи, что В. И. Ленин завершает «Ма­териализм и эмпириокритицизм» сопоставлением взглядов Геккеля и Маха. Оценивая с точки зрения борьбы партий в философии книгу Геккеля «Мировые загадки» и вспых­нувшие вокруг нее дискуссии, Ленин писал о Геккеле: «Естествоиспытатель, безусловно выражающий самые прочные, хотя и неоформленные, мнения, настроения it тенденции подавляющего большинства естествоиспытате­лей конца XIX н начала XX века, показал сразу, легйо и просто, то, что пыталась скрыть от публики и от самой себя профессорская философия, именно, что есть устой, который становится все шире и крепче и о который раз­биваются все усилия и потуги тысячи и одетой школки философского идеализма, позитивизма, реализма, эмпирио­критицизма и прочего конфузионизма. Этот устой— есте­ственноисторический материализм»

Более подробную информауию по статье - Категория чувственного образа Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website