Бихевиоризм

.

Во всех случаях расщепление единой психической ре­альности неизбежно влекло за собой гипертрофию одной ив ее граней, а тем самым и неадекватное представление об остальных. Бихевиоризм выступил как антипод субъ­ективной (интроспективной) концепция, стянувшей пси­хическую жизнь к «фактам сознания», полагавшей, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир.

Критики бихевиоризма в дальнейшем обвиняли его в том, что в своих выступлениях против интроспективной психо­логии оа сам находился под гипнозом соадаяной ею версии о сознании. Приняв ату версию за незыблемую, он пола­гал, что ее можно либо принять, либо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того чтобы взглянуть на сознание в новом ракурсе, оп предпочел вообще с ним разделаться.

Эта критика справедлива, но недостаточна для понима­ния гносеологических корней бихевиоризма. Они заключе­ны не только в отрицательном влиянии ложных взглядов на сознание. Если даже вернуть сознанию его предметно смысловое содержание, испарившееся в реторте иятро спекционизма в призрачные «субъективные явления», из этого содержания самого по себе нельзя объяснить ни структуру реального действия, ни его детерминацию. Каи бы теспо ни были связаны между собой действие и образ, они по могут быть сведены одно к другому.

Фнчность действия, его несводпмость к предметнообраз ным компонентам психического и была тем реальным мо­ментом, который неадекватно преломился к бихевиори­стской схеме.

Рассмотрев гносеологические корпи этой схемы, следу­ет остановиться и на ее классовой подоплеке.

Наибольшая популярность первого варианта бихевио­ризма (некоторые американские авторы называют его уот совнвмом) падает па начало 20х годов — период быстрого экономического подъема в США после мировой войны.

Академическая карьера самого Уотсона в 1920 г. нео­жиданно (изза семейных обстоятельств) оборвалась, и ои, перейдя на работу в рекламное бюро, сделал карьеру бизнесмена. Но вышедшая в 1925 г. его книга «Бихевио­ризм» вызвала бурю не только в психологических кругах. Она стала предметом острейших споров далеко за их пре­делами. Газета «НьюЙорк тайме» оценила ее как «веху в интеллектуальной истории человечества».

Какая же идея соединялась с этой «вехой»? Прежде всего мысль о том, что, манипулируя внешними раздра­жителями, можно изготовить человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных моментов, но и собственных убеж депий нпдивида, установок и отношений личности — всей многогранности ее внутренней жизни.

Более подробную информауию по статье - Бихевиоризм Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website