Естествознание в определенный исторический период

.

Понимание научнопсихологического знания как знания психофизиологического было внутрен­не связано с принципом материалистического монизма, с учением о том, что единство мира состоит в ого матери­альности.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что ле­нинская характеристика нового типа исследования психи­ческой деятельности не только соответствовала общим фи­лософским представлениям о психике как функции мозга, но и отражала определенные конкретные процессы в развитии естествознания в определенный исторический период, в частности интенсивное использование физиологи­ческих методов и понятии при исследовании ощущений, восприятий, сенсомоторных реакций и других  феноменов.

Упоминание В. И. Ленина о том, что психологметафи­зик волнуется, «слыша, как кругом толкуют о совершенно новом понимании психологии… об особом методе научной психологии» не было риторическим оборотом. Оно отра­жало актуальный интерес, который проявлялся в те годы

К новым методам исследования психики, к новым представ­лениям об объекте и задачах этого исследования.

Независимо от того, имел ли В. И. Ленин о виду кон­кретного учевого или обобщенный тип, в представле­ниях о задачах и методах работы «научного психОЛОта—, вырисовывалась перспектива разработки новой псилофи» апологии, изучающей объективными методами целостный [ нервнопсихические акты.

Высказанные В. И. Ленивым в работе «Что такоо «друзья народа» и как ояи воюют против социалдомокра тов?» идеи об опытной психологии, опирающейся на нейро­физиологию, конкретизируются а развиваются в других ленинских работах. Именно на эти идеи опирался Ленин в своей критике махистских попыток представить «новое» понимав не предмета и методов психологии.

Вопрос этот, имевший, как показал В. И. Ленин, прин­ципиальное значение для укрепления диаяектикоматериа лпстической теории познания, был важен и для оценки перспектив развития конкротной экспериментальной пау­ки, каковой становилась в тот исторический период пси­хология. Ведь адепты махистской фнлософни стремились использовать историческую ограниченность первых попы­ток внедрить экспериментальные методы в изучение пси­хических явлений.

На дуалистических позициях стояли многие предста­вители так называемой «опытной школы» в психологии, в частности немецкий физик и физиолог Фехнер, оемецкий физиолог и психолог Вундт, английский философ и эконо­мист Миллгь и др. Этим исследователям принадлежат серь­езные заслуги в подготовке почвы, на которой психо­логия сложилась о качестве самостоятельной дисциплины. Так, трудами Фехнера были заложены, как уже отме чолось, основы психофизики— науки о закономервых, до­пускающих математическое обобщение отношениях между физическими стимулами и психическими реакциями — ощущениями.

Психофизические методы н результаты име­ли объективное содержание и именно поэтому обусловили прогресс научного знания о психической деятельности. Методологическая же позиция Фехпера была идеалистиче­ской. Он был дуалистом, полагавшим, что у мира имеются две стороны — светлая (духовная) и теиевая (материаль­ная). Фехнер придержиоался концепции так называемого ш ихофнзпческого параллелизма, и он был ве одинок

Более подробную информауию по статье - Естествознание в определенный исторический период Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website