В лаборатории Вупдта пытались изобрести скорость апперцепции, для чего испытуемым предписывалось фиксировать момент, когда представление появляется в фокусе сознания. По этому проекту было проведено множество опытов, давших столь противоречивые результаты, что всякое доверие к измерительной процедуре утрачивалось.
Чем дальше, тем откровенней подчинял Вундт всю психологическую работу обоснованию своей философской доктрины. Исследования, которые ей не соответствовали, он просто отвергал. Он отказывался принимать экспериментальные факты, если они расходились г, его догматами, изгонял из лаборатории неугодных учеников.
Почему же, несмотря на догматизм п нетерпимость Вундта, па его упорное стремление подчинить психологию спекулятивной метафизике, его лаборатория в течепие многих лет пользовалась большой популярностью у молодых исследователей психической деятельности?
Ответ нужно искать в назревшей общественнонаучной потребности. Наступала пора расцвета психологии. Молодые силы устремились в новую область, интерес к которой обострили и запросы практпкп, прежде всего педагогической и медицинской. Забрезжила перспектива приобретения
Экспериментального знания о человеке и тем самым решения жизненных вопросов средствами точной пауки.
Происходил переход от представления о сознании как исходном и незыблемом пункте психологических исследований к включению его в широкие системы реальных отношений — физических, биологических, физиологических. Это был объективный процесс, который шел своим чередом, безотносительно. к тому, как он осмысливался в головах отдельных ученых, в их теоретических представлениях. Психологии нужны были кадры, главной «кузницей» их вначале была лейпцигская лаборатория Вундта, вскоре выросшая в первый в мире психологический институт.
Вупдт в те годы был олицетворением «работающей» экспериментальной психологии, быстрое развитие которой, однако, иовссместно разрывало узкую сеть вуыдтовских построений, обнаруживая слабость его теоретических позиций, их несоответствие запросам научной практики.
Экспериментальная исихология бурно развивалась под знаком новых идей. Набирали силы прикладные отрасли психологии.
Вскоре вслед за вуидтовской лабораторией начали работать лаборатории во многих университетах Гормании, США, России и других стран.
Лаборатории стали формой самоутверждения психологии в правах независимой дисциплины. Появились и другие формы: периодические издания, профессура по психологии, психологические общества, международные конгрессы. Организационные позиции психологии становились все более сильными и прочиымп. Их укрепление было обусловлено расширенном ее теоретических горизонтов, методических возможностей и контактов с практикой.
В 1889 г. в Париже собрался первый международный психологический конгресс. В программе конгресса отсутствовали вопросы, вокруг которых концентрировалась тогда вся работа в возникавших повсеместно лабораториях; психофизика и исследование времени реакции. Па обсуждение выдвигались другие нуакты психологического «ландшафта» той эпохц: мышечное чувство, наследование психических качеств, гипнотизм. Почему же именно они? Не потому ли, что здесь с особенной остротой ощущалась необходимость соотвести при анализе поведения то, что определяется самим по себе аи$ то мофизио логическим, прирожденным устройством организма с ролью в поведс