Психическая жизнь имеет

.

Психическая жизвъ имеетРазличие закономерностей, которым подчинены а) пси­хические процессы и свойства («предметное» поле) п б) их научное познание («деятельностное»

Психическая жизвъ имеетРазличие закономерностей, которым подчинены а) пси­хические процессы и свойства («предметное» поле) п б) их научное познание («деятельностное» поле),

Подразумевает, что для описания каждого из аспектов тре­буется свой язык.

Психическая жизвъ имеет длительную предысторию в животном мире, служащую биологической предпосылкой зарождения человеческой психики, которая, в свою оче­редь, претерпевает сложнейшие трансформации в родовом (филогенетическом) и индивидуальном (онтогенетиче­ском) развитии. Эти трансформации постигаются в поня­тиях психологической науки, оснащенной эмпирическими, количественными и структурными методами.

В свою очередь, психологические понятия н методы возникают и развиваются пе хаотически и беспричинно, но в силу действия определенных эаконов и факторов. Чтобы выявить этп факторы, проследить их влияние на производство научных знаний о человеке, нужны иные средства, чем те, которые используются при изучении ме­ханизмов поведения и структуры личности.

Язык, на котором говорится о событиях, подготовивших научное открытие, изменение взгляда на знакомые факты, подтверждение или опровержение какой-либо концепции и т Д.— это не тот язык, который принят для характе­ристики предметного содержания психологии (например, зависимости темперамента от свойств нервной системы, различий между психикой ребенка п взрослого, мужчины и женщины, человека и животных и т. д.). Трудности диф фереицировки этих двух яаыков, связаны с тем, что за­рождение и эволюция научных проблем, идейная борьба вокруг них (т. е. события, о которых мы говорим на дея­тельностноисторическом языке) непременно носят пред­метный характер.

Когда мы пытаемся выяснить, например, в чем смысл расхождений в понимании природы психического между Демокритом и Платоном, Локком и Лейбницем, Сеченовым и Вундтом, Торндайком и Келером, Выготским и Пиаже, то во всех случаях мы исходим из того, что их мысль была направлена на определенное предметное содержание. Нельзя объяснить, почему они расходились, по зная, по поводу чего они расходились какую реальность изучали участники этой борьбы.

Вундт, например, направил экспериментальную работу па иычлепеиие исходных «элементов, сознания», понимае­мых им как нечто непосредственно испытываемое. Сеченов же относил к предметному содержанию психологии не «элементы сознания», а «элементы мысли», под которыми понимались сочетания сенсомоторных актов (рефлексов), т. е. форма двигательной активности организма.

Более подробную информауию по статье - Психическая жизнь имеет Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website