Зарождение мысли

.

В двигательной активности организма коренятся и «элементы мысли». Мысль зарождается во внешних практических действиях, во встречах организма со средой и лишь затем «уходит вовнутрь». Такая, например, фундаментальная умственная операция, как сравнение, становится возможной в силу того, что глаза, подобно своеобразному «щупу», непре­рывно сопоставляют воспринимаемые предметы.
В даль­нейшем происходит сопоставление уже не реальных мы­шечных актов, а их следов в центральной нервной систе­ме.

Стало быть, внутренняя «психическая среда» скла­дывается из внешних предметных действий. Можно ли в таком случае считать действие категорией, лежащей по ту сторону психического? Мы видим, как далеко про­двинулась сеченовская мысль в разработке рефлекторной теории по сравнению с традиционной схемой «рефлектор­ной дуги». Перед нами не застывшее сцепление двух по­лудуг — центростремительной и центробежной, а непре­рывное согласование движения с выполняющим сигналь­ную роль чувствованием.

Заслугой Сеченова явилось также открытие тормозя­щей роли нервных центров. Им было экспериментально установлено, что двигательная реакция может быть угне­тена путем раздражения определенных участков мозгово­го ствола. Это открыло новую страницу в нейрофизиоло­гии. Вводилось представление о координационных отно­шениях между нервными центрами. Но значение этого открытия Ее ограничивалось физиологией.
Ведь торможе­ние — фактор, который организует действие, обеспечивая его пригнанвость к внешним условиям. «Легко понять в самом деле, что без существования тормозов в теле и, с другой стороны, без возможности приходить этим тормо­зам в деятельность путем возбуждения чувствующих спа рядов (единственных возможных регуляторов движения!) было бы абсолютно невозможно выполнепие плана той «самоподвижностиъ, которою обладают в столь высокой степени животные»

Торможение объясняет и механизм волевого действия, проявляющегося в способности организма противостоять внешним и внутренним стимулам — пе реагировать па иих. Сеченов, как никто другой до него, покавал ложность взгляда, согласно которому психическиепроцессы и начи­наются, и кончаются в сознании. Оп ародложил тракто­вать психический акт по образцу рефлекторного, т. е. счи­тать его трехкомпонентным[12], включающим в качестве непременного звена параду с чувственным воздействием и его центральной переработкой также и мышечную ре­акцию. Последняя, таким образом, в качестве компонента целостного акта выступала уже не как физиологическая, а как психологическая категория.

Работы Сеченова «Реф­лексы головного мозга» (1863), «Кому п как разрабаты­вать психологию» (1873), «Элементы мысли» (1е изд., 1878) [13] и др. ознаменовали собой, Но сути дела, переворот во всей системе представлений не только о нервной ро и о психической деятельности. Субъективной, идеалистиче­ской психологии была противопоставлена объективная, материалистическая. Последовательно материалистиче­ский взгляд утверждался не ценой редукции (сведения) психических процессов к нервным (как в предшествую­щих материалистических концепциях), а исходя из трак­товки психики как рефлекторного по своему типу и вместо с тем особого по уровню организации акта жизнедеятель­ности целостного организма. Нервная, психическая и авто­матическая формы регуляции были объединены Сечено­вым в понятии о сигнале, ставшем в дальнейшем ключе­вым в кибернетике.
Это позволило понять такой компонент психической реальности, как образ, не с точки зрения его представленности в сознании, а как объективный регуля­тор поведения.

Более подробную информауию по статье - Зарождение мысли Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website