Глаз в пространственном видении

.

Опираясь на принцип саморегуляции поведения живой системы, каким он выступил в задержании постоянства «газов крови», в целесообразных реакциях обезглавленной лягушки и двигательных расстройствах у атактиков, Сече­нов поновому воспринял и исследования Гельмгольца о роли мышц глаза в пространственном видении.
Напомним, что Гельмгольц связывал деятельность мозга с особыми «ощущениями иннервации». Возникая будто бы как эф­фект волевого усилия субьекта, они позволяют, по Гельм­гольцу, произвольно передвигать зрительные осп по кон­турам предмета. Отклоняя гипотезу об «ощущениях иннервации», Сеченов противопоставляет им «темпов мы­шечное чувство» как совокупность чувственных моментов, включенных в деятельность различных мышечных систем.

Идущие из мышц сигналы регулируют целесообразное поведение обезглавленной лягушки. Расстройство мышеч­ного чувства, нарушает координацию движений у атакти ков. Мышечные реакции этих больных лишаются чувст­венной регуляции со стороны ощущении, возникающих в самой двигательной системе. Но о чем сообщают эти ощущения? Какую информацию они несут?
Английский физиолог следующего поколения Ч. Щёррипгтоп, иэучал мышечную чувствительность, назвал ее органы проприо роценторами («проприорецептивный» значит «ощущаю­щий самого себя»), Проприорецептивпые ощущевня, со­гласно Шеррпвгтону, сигнализируют о состоянии мышп, сухожилий и других элементов двигательного аппарата организма.

По Сеченову же, мышечные ощущения следует соотносить не с организмом, а с внешней ситуацией, к ко­торой приспосабливается оргапизм. Сигналы, посылаемые мышцей — органом активного и непосредственного вван модействия живых существ с окружающим миром,— вос­производят отношения, связанные с основными формам;! существования этого мира: пространством, временем н движением. Мышца выступила не только как орган дей­ствия, но и как орган познанпя, притом, но Сеченову, са мого достоверного, какое только может быть. Благодаря этому действие и образ стали рассматриваться в виде ком­понентов нераздельного целого: образ (сигнал) регулирует действия, действие — непременный участник построения образа.

Здесь Сеченов искал ключ к строго причинному объяс­нению целесообразности поведения, с одной стороны, пред­метной отнесенности образа, с другой. Не душа (сознание) прилаживает к среде тело, а механизм, подобный гомео­статическому. О в «засекает» изменения в среде посредст иом чувствующих снарядов, посылая сигналы об этом ор­ганам, которые автоматически наводят мышцы на цель.
Загадка, над которой философы веками ломали головы: в силу каких причин чувственный образ локализуется пе внутри мозга, где он возникает, а относится к внешнему предмету, решается, по Сеченову, исходя из особенностей мышечного чувства, которому присуща «способность объ­ективировать впечатления»

Более подробную информауию по статье - Глаз в пространственном видении Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website