Идейная атмосфера

.

Мы сталкиваемся с парадоксальном картиной. Ни Гельмгольц, на Дондерс, ни другие физиологи не связы­вали свою деятельность с задачей построения повой пси­хологии, отличной от философской. Однако на деле вмел во оив ее создавали своим новым, естественнонаучным подходом.
Ученый же, поставивший такую задачу, придал ей не естественнойаучвсую, а идеалистическую ориента­цию, пагубно отразившуюся па экспериментальных иссло. цоканиях. Апологии субъективного метода (интроспекции) не вытекала из логики развития психологического знания. Она была обусловлена социальнондеологическнми обстоя­тельствами.

Идейная атмосфера, сложившаяся в немецких универ­ситетах, требовала от профессора философии, каковым был Вундт, противостоять материалистическому воззре­нию на человека. Свой первый «психологический практи­кум» (из которого и выросла лаборатория) Вундт прово­дил в!1иде экспериментальных демонстраций к курсу фи­лософии. Вполне понятно, что демонстрации могли иметь единственный смысл — «доказать» на опыте правильность той идеалистической концепции, которая излагалась в университетском курсе.

Соответственно и проводившиеся эксперименты — опыты по определению порогов ощущении, времени реак­ции и др.— приобретали иное истолкование, чем в контек­сте естественнонаучных исследований. Так, если для Фехиера психофизический закон означал закономерную связь между силой раздражения и интенсивностью ощущения, то, по Вундту, этот закон следует считать чисто психоло­гическим: для миллионера, например, рубль представляет бесконечно малую величину, тогда как его прибавка к жа­лованию рабочего может стать ощутимой. Здесь, по мне­нию Вундта, проявляется отношение между ощущением

Кроме Сеченова, пыдппнувшего спои илаи разработки объек­тивной психологии и психологическим суждением о нем, а не ощущением и р о а ль и нм раздражителем.

Точно такому же пересмотру, при котором испарялась реальная связь психических актов с внешними стимула ми, подверглась в лаборатории Вундта и допдеровская схема времени реакции. Выдвигалось предположение о том, что в период между действием раздражителя и дви­гательным ответом на него в «пространстве» сознания со­вершаются, сменяя друг друга, различные психические акты. Главный среди них — апперцепция. Этим термином обозначался особый духовный процесс, благодаря которо­му одпы представления воспринимаются ясио и отчетливо, другие же оказываются на периферии сознания. За счет апперцепции относились мыслительные акты, приводя­щие в логическую связь разрозненные ассоциации, воля, пнимание — вся активность субъекта.

Очень скоро это понятие было отвергнуто психологами как псевдробъяснительвоо, подменяющее причинный ана­лиз указанием па особую внутреннюю силу, законы дей­ствия которой неизвестны.

Более подробную информауию по статье - Идейная атмосфера Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website