Торндайк описывал

.

Торндайк описывалТорндайк описывал поведение как слепой отбор реак­ций, случайно оказавшихся удачными, тогда как Келер де­монстрировал

Торндайк описывалТорндайк описывал поведение как слепой отбор реак­ций, случайно оказавшихся удачными, тогда как Келер де­монстрировал зависимость адаптивного поведения от пони­мания организмом смысловой структуры ситуации. Пиаже изучал эгоцентрическую (не адресованную другим людям) речь ребенка, видя в ней отражение «мечты и логики сновидения», а Выготский экспериментально доказал, что эта речь способна выполнять функцию организации дейст­вия ребенка соответственно «логике действительности».

Каждый ив исследователей превращал определенный пласт явлений в предмет научного знания, включающего кай описание фактов, так н их объяснение. И одно и дру­гое (и эмпирическое описание, и его теоретическое объяс­нение), отражая реальность психической жизни, представ­ляют «предметное поле». Именно к нему относятся такие, например, явления, как двигательная активность глаза, обегающего контуры предметов, сопоставляющего их ме­жду собой и тем самым производящего операцию сравне­ния (Сеченов), беспорядочные движения кошек и низших обезьяп в экспериментальном (проблемном) ящике, из ко­торого животным удается выбраться только после мно­жества неудачных попыток (Торндайк), осмысленные, це­ленаправленные реакции высших обезьян, способных вы­полнять сложные экспериментальные задания (например, построить пирамиду, чтобы достать высоко висящую при­манку) (Келер), устные рассуждения детей наедине с со­бой (Пиаже), увеличение уребеека количества таках рас суждений, когда он испытывает трудности в своей дея­тельности (Выготский). Эти феномены нельзя рассматри­вать как «фотографирование» посредством аппарата науки отдельных эпизодов неисчерпаемого многообразия психи­ческой реальности. Оии явились своего рода моделями, на которых объяснялись механизмы человеческого сознания н поведения — регуляции, мотивации, научения и др.

Предметный характер носят также (и, стало быть, имражаются в терминах «предметного» языка) теории, интерпретирующие указанные феномены (сеченовская рефлекторная теория психического, торндайковская теория «проб, ошибок и случайного успеха», келеровская теория «инсайта», пиажнстская теория детского эгоцентризма, преодолеваемого в процессе социализации сознания, куль­турноисторическая теория Выготского). Эти теории вы­ступают как отчуя{денпые от деятельности, приведшей к их построению, поскольку они призваны объяснять не эту деятельность, а независимую от нее связь явлений, реальное, фактическое положение вещей.

Более подробную информауию по статье - Торндайк описывал Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website