Изучение процессов сознания

.

История науки показывает, что зачастую принимае­мое за факт является в действительности скрытой теорией. Психическое противопоставлялось физическому, мате­риальному потому, что наделялось определенными свой­ствами, такими, как непосредственная данность сознанию, переживаемость субъектом, непространствеиность, бестелесность, недоступность внешнему наблюдению, произ­вольность и др.

Если соединить пере­численные признаки, то пропасть между жизнью духовной и телесной представится пе только огромной, но и не­преодолимой в принципе. Два мира и соответственно две области знания окажутся совершенно разъятыми.

В XIX, в. перед лицом поразительных успехов есте­ствознанияучение о том, что душа представляет обособ­ленную от тела сущность, находило все меньше ноклои пиков. Теперь популярпой становится идея о том, что пси­хология должна изучать не душу, а «душевпые явления», что их источником служпт деятельность органов чувств, что порождения этих органов — ощущения суть первич­ные элементы сознания, которые соединяются не по про­изволу, но соответственно законам образования психиче­ской связи (ассоциации), напоминающим по своей неот­вратимости законы механики или химии.

Хотя требование перейти от «метафизики души» к эм­пирическому изучению психических явлений и сыграло свою роль в расчистке почвы для новых идей и методов, само по себе оно было недостаточно, чтобы освободить психологическую мысль из тенет ивтросоекционизма. Ведь общий взгляд на сознание как непосредственно дан­ное субъекту оставался прежним.

На натуралистов, вступивших в прошлом веке в новую для них область психических явлений, большое влияние оказал позитивизм. Их привлекала его критика философ­ских спекуляций, требование сосредоточиться па точных фактах, полученных научными методами. Казалось, что том самым удастся покончить с учением о душе как само стоятельпом начало.

Нет оспованяй сомневаться п искрен­ности их убеждений. Но всегда следует различать два уровня движения мысли ученого: уровень его представле­ний о своих задачах, об отношении к другим теориям, о факторах, которые препятствуют и способствуют успе­ху,— словом, уровень рефлексии о собственной деятель­ности и другой, «глубинный» уровень, где идет реальная «категориальная» работа.

На уровне рефлексии позити­визм воспринимался многими натуралистами как доктри­на, соответствующая духу естественных наук. Изучение процессов сознания в их «чистой культуре» считалось до­статочным, чтобы превратить психологию из «придатка» философии в строгую науку. Между том позитивизм, по сути дела, ничего не изменил п идеалистической трактов­ке психического, поэтому его призывы к опыту не могли разрушить препятствовавшую научному прогрессу интро­спективную концепцию сознания.

Более подробную информауию по статье - Изучение процессов сознания Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website