Преобразования в науке

.

Преобразования в науке совершаются не по типу «катастроф», в которых гибнут все прежние достижения. Раскрытая ленинской теорией отражения диалектика абсолютного и относительного в познаватель­ной деятельности дает руководящую пить для категори­ям. пого анализа, позволяющего дифференцировать каче­ственно различпые уровни научного прогресса.

Между взглядом на материальные частицы, учением сред­невекового арабского естествоиспытателя ИбиХайсама, снгласно которому ощущепие возникает но законам дви­жения светового луча (оптические эффекты света в гла iy упорядочиваются благодаря способности суждения), ассоциативной трактовкой чувственного образа как про­дукта «психической химии», сеченовской концепцией бес олпательпых умозаключений—.между всемта сменявшими Друг друта научными представлениями и современными шилядами на механизмы переработки сенсорной инфор­мации есть не только существенные различия, по и глу­бокое родстпо. Оно прослеживается на категориальном уровне, где за внешней пестротой всевозможных теорети­ческих построений выступают стадии разработки одной и гой же категории.

То, что на категориальном языке обо­значается как образ, в различных психологических кон­цепциях выступает под именами: «ощущения», «восприя­тие», «значения», «представления», «идея», «ипформа дня» л др. То, чте в категориальном плане трактуется как «мотивация», охватынает феномены, которые выра­жаются через понятия «стремление», «влечение», «воле­вой имдульс», «потребность», «инстинкт», «аффект» и др. С каждым из этих терминов соединяется как инвариант­ное (категориальное), так и вариативное содержание, что в равной мере относится и к конкретной психологической теории, гипотезе, методической установке, возникшей в определенную историческую эпоху. Чтобы расчлеиить инвариантное и вариативное, нужен, как уже отмечалось, специальный категориальный анализ, подразумевающий особые методы и язык, на который должно быть переве­дено содержание той или иной теории с целью выявить ее функцию в общей логике развития науки.

Категориальный подход, т. е. анализ развития позна­ния с точки зрения становления его основных форм, по­зволяет определить своеобразие изучаемой области явле­ний, ее отлячие от других, т. е. раскрыть развивающийся предмет психологии и пути его разработки.

Категории образуют остов науки. Но не только они являются стабильными регуляторами и интегрирующими центрами ее «организма». Важную регуляторную роль иг­рают также объяснительные арницины — детерминизма, развития, системности и др. Подход к этим принципам, так же как и к категориям, должен быть сугубо истори чесгаш. Если категория отображает мир психических яв­лений в его неповторимом строении п развитии, то прин­ципы являются организующими началами познания не только психологии, по и всех паук. Зависимость катего­риального строя от принципов состоит в том, что их раз­витие преобразовывает и обогащает категории. Так, с пе­реходом от антнчного детерминизма к механистическому детерминизму нового времени возникли рефлекторная и ассоциативная теории, ввивавшие коренное изменение таких категорий, как образ и действие. Новые крупные сдвиги в структуре этих категорий (как и в объяснении поведения в целом) связапы с переходом от механисти­ческого детерминизма к биологическому, а от него — к социальноисторическому.

Более подробную информауию по статье - Преобразования в науке Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website