Психофизические корре­ляции

.

Пленником в своих объяснениях психофизических корре­ляций в каждом случае, когда приходилось от философ­ской пропаганды переходить к психофизическим опытам.
Здесь по прежнему физическое и психическое рассматри­валось как два сопутствующих друг другу ряда явлении, однородных по природе (ведь физическое, по Маху, иден­тично психическому), но параллельных по характеру взаи­моотношений.

Подлинный смысл философской концепции Маха был | показан В. И. Лениным. За претензиями махизма на по ; зитивную разработку научных проблем и преодоление тео­ретической путаницы, царившей в умах исследователей нервнопсихической деятельности, Ленин различил кон­туры доктрины, не стимулирующей, а блокирующей про­гресс научной физиологии п психологии. Дуалистический, параллелистский взгляд, как показал Ленин, действитель­но несовместим с логикой развития науки. Но преодолей он может быть только с позиции, диаметрально противопо­ложных махистским.

Проанализировав различные подходы к психофизиче­ской проблеме, В. И. Ленин отверг:

Дуализм, противопоставивший сознание материи, ду­шевный процесс его нервному субстрату, идею вещи ей самой;

Вульгарный материализм, отрицающий реальность пси­хики, ее активное влияние на ход жизнедеятельности, а на уровне человека — творческую роль сознания;

Субъективноидеалистическое отождествление духов­ного и материального путем изображения реальных вещей в виде комплексов или рядов Ощущений;

Энергетизм, стремящийся представить психику в виде особого вида энергии, включенной в общую динамику энер­гетических процессов в природе (такого рода учение вы­двинул немецкий физикохимик В. Оствальд, полагавший, что в природе существует некоторая величина немате­риального свойства, которая во всех процессах, как физи­ческих, так и психических, сохраняет сбой значение, про­являясь в самых различных формах).

В. И. Ленин убедительно показал, почему неприемле­мы эти попытки найти подходы к проблеме, от адекватного решения которой зависит успешность разработки психоло­гии как пауки в определение характера ее отношений с нейрофизиологией.

Вместе с тем, не ограничившись критикой различных взглядов на мозг и психику, широко распространенных в научнофилософской литературе рассматриваемого пе­риода, В. И. Ленин наметил позитивные пути исследова­ния психофизиологической проблемы под углом зрения дналектикоматерпалистнческой методологии.

В борьбе против материалистических устремлений ес­тествоиспытателей пытались дока­зать, будто материализм неотвратимо ведет к отрицанию жизненной ценности сознания. В. И. Ленин, анализи­руя спор между английским философомсниритуалистом Д. Уордом и физиком А. Риккером, подвергает критике, наряду с другими аргументами Уорда, также его утвер­ждение, будто картина мира, рисуемая естествознанием, лишает психику какого бы то ни было реального значе­ния. «…Нельзя ничем оправдать теорию,— писал Уорд,— утверждающую, что механизм есть основа всего и что он сводит факты жизни и духа к эпифеноменам, то есть де­лает их, так сказать, на одну степень более феноменаль­ными, на одну степень менее реальными, чем материя и движение»

Более подробную информауию по статье - Психофизические корре­ляции Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website