Тестология и психология

.

Медицинская, педагогическая, индустриальная прак­тика нуждались в научных приемах определения индиви­дуальных различий. Это вызывало развитие психодиагно­стики. Данная проблема связана с дифференциальной психологией, с разработкой категории «индивидличность».

Известно, что Гальтон вазвал испытания, проводив птпеся в его антропометрической лаборатории, умствен­ными тестами (поанглийски «тест» и означает испыта­ние), и этот термин приобрел в XX в. такую популярность, как никакой другой психологический термин.

При поверхностном взгляде тест может показаться упрощенным психологическим экспериментом. Но это за­блуждение. Ведь задачей эксперимента является выявле­ние зависимости психического процесса от производящих его причин (например, зависимость памяти от частоты повторения материала или от отношения к нему испы­туемого) .

В этих целях экспериментатор варьирует усло­вия, определяя, функцией каких переменных является наблюдаемый феномен. При тестировании же психолог фиксирует результат деятельности, не изменяя ее усло­вий. Поэтому, конечно, исходя из теста самого по себе, никаких причинных связей установить невозможно. Тем не менее тест позволяет выявить определенные закономер­ности, а именно закономерности вероятностные, статисти­ческие. Они столь же реальны, как в строго причинные, динамические. Поэтому знание о них также обладает пред­сказательной силой.

Из статистической природы теста с необходимостью следует его массовидность. В тех случаях, когда тестирует

Отдельная индивид оценка его качеств, способностей, умений означает сравнение с показателями других лиц, отнесенных к данной категории. Это в свою очередь требует стандартизации теста я его краткосрочности. «Мерка» дол­жна быть однообразной, а ее применение оперативным.

С изобретением тестов и возникновением тестологии (т. е. отрасли, занимающейся теорией и практикой тестирова­ния) психология взяла на себя функции контроля, оценки, отбора индивидов с точки зрения выработанных ею крите­риев. Тем самым социальная ответственность психологии неизмеримо возросла. Ведь функции, о которых идет речь, являются по своей сущности социальными.

Механизмы контроля и отбора непрерывно работают в обществе, соот­ветственно его нормам, ценностям и потребностям, но­сящим исторический и классовый характер. Глубоко исто­ричны как сами психические свойства (способности, личностные качества н т. д.), так и средства, с помощью которых они познаются, оцениваются, шкалируются,

В различных социальноэкономических формациях складываются различные системы тестирования, опробо­вания людей, «рецензирования» их поведения и харак­тера.

Каждый индивидуальный поступок совершается под контролем его восприятия и оценки общественной средой. Под влиянием этих больших неформализованных систем оценки и контроля формируется малая система «слежения» у отдельного индивида — его умение ориентироваться в психических свойствах других людей, а затем и своих соб­ственных. Такая ориентация теснейшим образом связана с прогностической функцией сознания: тестирование ближ­него, диагноз того, что он есть, неотделим от прогноза: что можно от него ожидать?

Более подробную информауию по статье - Тестология и психология Вы можете получить у наших менеджеров.

Понравилась информация - поделись с друзьями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website